Юный техник 1969-07, страница 55

Юный техник 1969-07, страница 55

при котором оказывалось возможным равновесие, и затем находила это равновесие».

Всего в системе было предусмотрено около 400 тыс. сочетаний положений переключателей. Различные операции с го-меостатом — перестановки упоров, изменение связей, небольшие поломки, — ничто не нарушало способности находить равновесие.

А вот другой пример самоорганизации системы — моделирование процесса выживания на олектронно-счетной машине.

Представьте себе вычислительную машину, в «памяти» которой самым случайным образом перемешались цифры от 0 до 9. Машина работает так, что все цифры попарно перемножаются, а крайняя правая цифра произведения встает на место первого сомножителя. Запустим машину. Мы знаем, что четное, умноженное на четное, дает четное число. Нечетное, умноженное на нечетное, дает нечетное. А четное, умноженное на нечетное, дает опять-таки четное. Отсюда можно сделать вывод, что после смешанных встреч четных чисел в «памяти» машины будет все больше — четные имеют больше шансов «выжить». Они постепенно будут замещать в «памяти» машины числа нечетные. Машина самоорганизовалась на «выживание». Со временем она вытеснит из своей «памяти» все нечетные, проводя «в жизнь» свое целенаправленное поведение.

Есть и еще один вид в этом мудром классе самоприспосабливающихся автоматов. Его называют самообучающимся. Чтобы автомат был достоин такого названия, прежде всего надо, чтобы он был способен к поиску. Обучив его этой способности, автомат надо снабдить «памятью» для накопления информации в процессе поиска. Затем разработать систему «поощрений», когда его действие удачно, и «наказаний» при неудачах.

Работы в этом направлении, по существу, еще только начинаются. Общей теории самоприспосабливающихся систем пока не существует. Можно сказать, что эта область исследований подобна огромному полю, в котором то там, то тут намечаются межи поисков. Но если правильно возделать это поле, оно может заплатить за труд и затраченное время богатым урожаем — разнообразными самоприспосабливающимися системами, верными помощниками человека там, где ему самому трудно справиться.

В. ПЕИЕЛИС

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ И МЫ

Серия экспериментов, проведенная в последнее время учеными разных стран, привела к интересным и порой неожиданным выводам. Так, оказалось, что постоянные магнитные поля сравнительно безобидны: их вредное воздействие проявляется лишь при огромных напряженностях.

Куда неприятнее обстоят дела с полями переменными, даже если они довольно слабые. Известно, например, что многие насекомые живут по внутренним биологическим часам, причем распорядок выдерживается ими строго до минут. Но вот, когда под воздействием солнечной активности на планете возникала магнитная «буря», наблюдатели заметили, что в поведении букашек и таракашек начинался сумбур. Причем чем ближе оказывались период колебаний поля и частота биологических ритмов организмов, тем заметнее проявлялось это воздействие.

А как воздействует пульсация магнитного поля Земли, обусловленная активностью нашего светила, на человека? Действительно ли существует взаимосвязь между этими явлениями и, сиажем, количеством инфарктов? Да, существует, но не такая, какой мы еще недавно себе ее представляли. Оказалось, что увеличивается не количество инфарктов, а число их обострений. Но почему?

По мнению исследователей, наше сердце, может быть, не столько механический, сколько электрический мотор. У здоровых людей оно, по-видимому, как-то защищено от воздействия внешних магнитных полей. Охваченное недугом, сердце сопротивляется им значительно меньше.

Не обходит своим вниманием магнетизм и растительный мир. Группа советских ученых исследовала недавно влияние магнитных полей на рост и дыхание растений, а также процесс прорастания семян. Было обнаружено, что для большинства сортов ржи, кукурузы, овса, ячменя, бобов, салата ориентация их семян зародышем в сторону «южного магнитного полюса» вызывала их ускоренное прорастание и ускоренный рост корневой системы. Ученые высказывают предположение, что направление земного магнитного поля может быть для растений своеобразной координатой, от которой зависит реализация их наследственных свойств.

53