Юный техник 1970-12, страница 39

Юный техник 1970-12, страница 39

места, разумно расположенный инструмент, содержащиеся в полном порядке и строго «привязанные» к своим местам приспособления, даже помимо воли работающего, приводят к тому, что человек успевает сделать за смену и больше, и лучше, и легче, чем в бедламе.

Однажды у меня зашел разговор на эту тему со славным парнем, молодым механиком Денисом Романовым. Не скажу, что Денис возражал против очевидного. Нет. Но как-то лениво, будто между прочим, заметил: «А вот поглядели бы вы на нашего дядю Сеню. Дядя Сеня — старший механик, король в цехе! Сорок лет уже работает. Все он теряет, все всегда ищет, даже собственные очки, а попробуй угонись за ним. Немыслимое это дело!» — и Денис даже свистнул.

В существование дяди Сени я поверил, а так как ни в какие чудеса не верю уже давно, то сделал из слов Романова такой вывод: «Если бы ко всем достоинствам и талантам дяди Сени да еще прибавить аккуратность, собранность, точность, тогда о нем и вовсе можно было бы в газетах писать. Нет, нет, что ни говорите, повредить аккуратность никак не может, если,

двери в снежно-белый цвет. Перекрасили. Через неделю все низы у дверей сделались черными. Снова перекрасили. Через две недели на двери было противно смотреть. Снова перекрасили... Снова и снова... И через год люди привыкли беречь белизну. Отучиться от дурных привычек трудно, но возможно.

Привыкнув к аккуратности костюма, внешности, человек перестает мириться с беспорядком на рабочем столе, его выводит из равновесия беспорядок в комнате. И начинается как бы цепная реакция — один «порядок» требует другого «порядка»...

Возвращаясь к началу наших бесед, к условиям, способствующим становлению мастера, давайте подумаем: о чем в первую очередь надо позаботиться.

Инструмент, инструмент и еще раз инструмент! Ни одной стамески с расколотой ручкой, ни одного молотка с незаклинен-ной головкой, ни одного ножа с тупым лезвием, ни одной отвертки со сбитым жалом, ни одной пилы с неразведенными зубьями не должно быть в вашем рабочем ящике! Это для начала.

Дальше — взгляните на свое рабочее

ХОЧУ

ВСЕ

ЗНАТЬ

Тех, кто начинает изучать физику, химию и биологию и работать в технических кружках, приглашаем прочитать странички этого раздела (36—41).

конечно, стремление к порядку не превращается в самоцель.

Аккуратность, привычка к порядку в работе переходит от человека к машине. От творца к его созданию. И тут нет никакой мистики. Я видел на своем веку много разных самолетов — более удачных и менее удачных, — но такого, как ЯК-3, в смысле отделки, элегантности, чистоты форм и продуманнности мелочей, не встречал. Впрочем, и более аккуратного, более вылизанного и более строго упорядоченного конструкторского бюро, чем то, где родился ЯК-3, я тоже не видел.

С чего начинается аккуратность? Простите за прозу: с начищенных ботинок, с хорошо наглаженных брюк, с тщательно причесанной головы. Мелочи? Возможно. Но и самые незначительные мелочи могут обладать высокой ценой, если они порождают привычку.

На одном заводе решили бороться с дурной давным-давно укоренившейся привычкой: люди открывали здесь двери пинком ноги. Понавешали плакаты. Не помогло. Выпустили сто стенных газет. Не помогло. Говорили, говорили, говорили на всех собраниях и совещаниях. Тоже не помогло. Директор приказал: перекрасить

место, на источник света, на распределение инструмента — все должно способствовать тому, чтобы работа доставляла радость, а не вызывала раздражение. Как хорошо чувствуешь себя за верстаком, когда не надо ничего искать: протянул руку — бери!

Дальше — материал. То, из чего вы мастерите, начиная от кусков фанеры и кончая всякой мелочью, должно быть «при своем месте». И конечно, это не дело, если гвозди, шурупы, гайки, нитки, тюбики клея свалены в одну кучу.

Дальше... Впрочем, если вы приведете в порядок себя, инструмент, рабочее место, едва ли вам понравится чертить плохо заточенным карандашом или делать памятные записи в замусоленном блокноте, или рыться в справочнике, растрепанном, как кочан капусты. Сомневаюсь. Дальше все пойдет само собой, но чтобы пошло, надо начать.

Ручаюсь, что человек, про которого можно без натяжки сказать: этот парень, терпеливый и аккуратный, преуспеет в любом начинании куда больше, чем его нетерпеливый и неаккуратный приятель.

Но и это, увы, еще не все для полного успеха.

37