Юный техник 1982-05, страница 64лия в домашней русской печи. Перед сушкой из протопленной печи выгребали угли и выметали золу. Как только температура в печи падала до 60—70°, посуду ставили на доски и задвигали в печь. Пропитанный маслом тонкий слой глины после сушки образует прочную оболочку, которая закрывает поры древесины и препятствует проникновению внутрь изделия лака и масла, которые применяются при последующей обработке. Затем приступают к олифлению. На поверхность изделия последовательно наносятся тонкие слои олифы. Первый слой мастер просушивает примерно в течение двух часов, столько же сушатся второй и третий слои. Четвертый слой наносится более густо и подсушивается в печи при температуре 50—60°. При этом мастер внимательно следит за состоянием верхнего слоя. Нужно не прозевать тот момент, когда олифа почти высохнет, но еще будет прилипать к пальцу, то есть будет находиться в стадии так называемого мягкого отлила. Изделие вынимают из печи и приступают к последнему этапу грунтовки — лужению. При лужении тонко перетертый порошок олова или алюминия наносится тампоном на липкую поверхность изделия. После просушки изделие, похожее на серебряное, готово для выполнения на нем росписи. Как вы уже, вероятно убедились, классическая технология подготовки изделия под роспись довольно сложна и требует много времени. Поэтому для начала в условиях кружка прикладного искусства мы предлагаем расписывать готовые разделочные доски, которые продаются в хозяйствен- Деревянная ложка на разных стадиях обработки: 1 — заготовка (белье); 2 — грунтовка; 3 — олиф-ление; 4 — лужение; 5 — роспись; 6 — готовая ложка после закаливания.
|