Юный техник 1982-05, страница 63

Юный техник 1982-05, страница 63

ненндя

ocnuco

Ярко и самобытно искусство хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной или огненной. И это не случайно: искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи.

Отдельные приемы «золочения» посуды, придающие деревянным изделиям неповторимое своеобразие, были известны хохломским мастерам уже в XVII веке. Приемы были заимствованы у иконописцев, применявших их еще со времен Древней Руси. Фон принято было покрывать золотом. Но потом ради удешевления ма

стера вместо золота стали применять серебряный порошок. Икону покрывали светлым лаком, сваренным из льняного масла, а затем помещали в протопленную русскую печь. От высокой температуры лаковая пленка становилась золотисто-желтой, а просвечивающее сквозь нее серебро приобретало сходство с настоящим золотом.

При росписи деревянной посуды серебром покрывали лишь отдельные элементы узора или небольшие участки фона. Ведь серебро — тоже дорогой металл, хоть оно и дешевле золота. Только замена в XIX веке серебра оловом позволила сделать посуду по-настоящему дешевой. Теперь уже тонким слоем металла покрывались не только отдельные участки, а вся поверхность посуды. В наше время олово заменено еще более дешевым и доступным материалом — алюминием.

Предназначенную под роспись деревянную посуду, выточенную на токарном станке или долбленую, принято называть бельем. Белье изготавливают из хорошо просушенной древесины липы, осины, березы или ольхи. Уже готовую точеную или долбленую посуду еще раз тщательно просушивают и только после этого грунтуют. Грунтовку начинают с так называемого вапления — втирания в поверхность древесины разведенной на воде жидкой глины. Предварительно глину хорошо перетирают и удаляют посторонние примеси. Обмазанное глиной изделие просушивается при комнатной гтемпературе. Следующий этап грунтовки называется вгонкой. Покрытре тонким слоем засохшей глины изделие протирается льняным маслом — олифой. Затем изделие сушится в течение 4—5 часов при температуре 60—70°. В старину крестьянские мастера сушили изде-

В заголовке: роспись совка, XIX в., Хохлома.

59