Сделай Сам (Знание) 1989-12, страница 26фильтре обычно выходит на ол, украсят любую коллекцию снимке почти черным. Большую фотографий. трудность представляют съемки Фейерверки, салюты де-горных вершин, покрытых лают с длительной выдержкой в сверкающим па ярком солнце несколько секунд, чтобы на снегом, в сочетании с темными снимке воспроизвелся весь путь скалами п хвойными деревьями взлетающих и рассылающихся на горных склонах. Не меньшую веером ракет. Для этого устанав-трудпость вызывают съемки в ливают фотоаппарат на штатив, узких горных ущельях, фокусируют объектив па беско-куда проникает мало света и про- нечноеть п диафрагмируют его страпство весьма ограничено. до необходимого значения. При При съемке в горах без сменных пленке чувствительностью 65 ед. объективов не обойтись: широ- .ГОСТа значение диафрагмы «5,6»—«8». Поскольку уочные рекомендации здесь дать трудно, лучше всего сделать несколько кадров с разным значением диафрагмы. За секунду до взлета ракет открывают затвор аппарата. Портрет Под термином «портрет» подразумевается изображение конкретного человека или группы людей. Это самый распространенный жанр фотографии. II какой бы вид фотографии впоследствии ни стал у фотолюбителя основным, все равно ему приходится сталкиваться со съемкой портретов. Но несмотря на популярность портрета, именно в этой области у фотолюбителей удачи встречаются реже всего. Причин этому довольно много. Одна из наиболее главных причин заключается в том, что фотолюбитель не знает основного требования, предъявляемого к портрету. Делая снимок како-го-либр человека, он обычно бывает удовлетворен, если на фотографин удалось передать портретное сходство. Это, конечно, необходимое условие, но художественный портрет требует большего — раскрытия внутреннего содержания • человека, сущности его характера. Нередко у фотолюбителя, который не задумывается над этим, веселый и общительный человек получается на фотографии хмурым, суровым и даже недобрым. Случайно выбранный момент нажатия кнопки затвора приводит к снимку очень далекому от правды. Все портреты подразделяют на репортажные, снимаемые без v m 11. л, 11У' 1 ; I < I и ч >'I\ |' ■' II' ' J' •..... то отражаются все игточникн света, создавая множество бликов. Неплохо выглядят ночные сюжеты, сделанные зимой. Снег, имеющий высокую отражательную способность, снижает контрасты, способствует появлению световых эффектов на снимках. Вечерние снимки с горящими фонарями в тумане, когда вокруг 26 е&х возникает светящийся оре- к о у г о л ь и и к даст возможность снимать в теснинах, а с помощью т е л е о б ъ е к т п в а удаленные вершины предстанут более величественными. Прп съемках на море хороших результатов добиваются рано утром, и перед заходом солнца, что объясняется оч<шь высокими контрастами, которые характерны для юга. Обычно южные морские пейзажи очень портит безоблачное пебо, поэтому в кадр включают только небольшие его участки. Волны, прибой лучше спимать с нижней точки п широкоугольным объективом. Такой прием создает эффект огромных водяных валов при весьма скромных их размерах в действительности. Особое внимание при съемке в горах п па море уделяют передаче глубины пространства, так как воздух очень прозрачен н атмосферной дымки почти пе ощущается. В этих случаях помогают телеобъективы, которые увеличивают дымку, а также включение в кадр перед-и п х ц л а н о в (лодки, фигуры человека, выступа скалы и т. д.). Съемка ночных пейзажей. Данный вид фотосъемки привлекает многих фотолюбителей, так как спимкп, сделанные в ночном городе, освещенном множеством сверкающих огней, производят снльное впечатление. Лучшее время для таких съемок — с у -м е р к и, когда небо еще пе совсем потемнело, но окна зданий и уличные фопарп уже светятся. Прп съемке в сумерках небо частично просматривается на снимках, а па его фоне видны силуэты зданий. Очень эффектны снпмкп, если они сделаны после п п мс п п тспгпя и дггнспом п г [] i;l м,- предварительной подготовки, как бы «случайно подсмотренные», н студийные, или поставлен н ы е. В этом случае человек заранее знает, что его будут фотографировать, а это и упрощает и в то же время усложняет задачу, так как человек начинает позировать и перестает быть самим собой. Аппаратура и материалы для портретной фотографии. Фотографы-портретисты обычно работают крупноформатными и средне-форматными камерами, которые дают возможность получать снимки очень высокого качества с хорошей проработкой деталей н фактуры лица человека. Но это не значит, что малоформатная камера совершенно не подходит для этой цели, хотя здесь следует сделать оговорку. Для съемки портрета, особенно крупноплапо-вого, не пригоден фотоаппарат с жестко встроенным короткофокусным объективом, какой обычно бывает на тех моделях, где фокусировка осуществляется по шкале расстояний или по символам. И в этом случае лучший вариант — однообъективная зеркальная камера, обеспечивающая предельно точную фокусировку при использовании объективов большого фокусного расстояния, что имеет первостепенное значение при портретной фотосъемке. При правильном выборе негативного материала, точной экспозиции и хорошей обработке негативов удается достичь прекрасных результатов, почти не уступающих в качестве снимкам, сделанным среднеформатными аппаратами. Ни в одном виде фотографии не придается такого большого значения съемочным объективам, как в портретной фотографии. Для этой цели необходим относительно длиннофокусный и светосильный объектив, позволяющий снимать с таких расстояний, при которых на снимках не возникает перспективных искажений. II если поколенный портрет еще можно более или менее успешно сделать объективом с фокусным расстоянием 50 мм, являющимся штатным для большинства малоформатных аппаратов, то крупноплановый портрет требует специального портретного объектива с фокусным расстоянием 85—135 мм. Большая светосила объектива нужна для того, чтобы задний план илп фон на портретном снимке всегда получался несколько менее резко, чем сам объект съемки. Это позволяет сосредоточить внимание зрителя на самом человеке, а не на предметах, расположен-
|