Сделай Сам (Знание) 1989-12, страница 27ных за его головой. И к тому же дает возможность пользоваться менее чувствительной фотопленкой. Последнее обстоятельство имеет существенное значение при съемке портрета малоформатными аппаратами. Лицо человека представляет собой относительно ровную по яркости поверхность и воспроизводится на снимках серым тоном. Именно в этом случае на снимках отчетливее всего бывает заметно зерно. По этой причине и приходится при съемке портрета брать пленку низкой чувствительности, обладающей мелкой зернистостью. Следовательно, для портретной съемки лучше всего использовать пленку «Фото-32» и только в исключительных случаях для мелкомасштабных портретов — «Фото-64». Для получения на снимках фактуры п объемности форм лица при печати желательно использовать фотобумагу с хорошей деталирующей способностью, например «Бромпортрет», «Ново-бром». Поверхность фотобумаги выбирается исходя из масштаба снимка. Крупные форматы лучше печатать на матовых бумагах, для фотоальбомного формата подойдут бумаги матовые, полуматовые и тисненые. Глянцевые и особоглянцевые фотобумаги в портретной фотографии применяются редко. Освещение. Портретный снимок только в том случае производит впечатление, если на нем хорошо переданы объем и формы лица человека. Сделать это можно только с помощью распределения света и тени на лице, когда более выпуклые части лица получаются на снимке светлее впадин, но эти различия не очень велики. Рельефность, «скульптурную лепку» на снимке не получить при резко направленном, контрастном освещении модели, создающем густые тени от выпуклостей лица. В то же время и мягкий, рассеянный свет, равномерно освещающий объект съемки, не способствует достаточной деталировке форм лпца, поскольку такое освещение скрадывает рельеф и делает лицо человека иа снимке плоским. Чтобы передать выразительность лица, выявить его «лепку», необходимо освещать модель при съемке несколькими источниками света. Обычно для этой цели достаточно трех источников света. Основной вид света называют рисующим. Это передне-верхне-боковой свет, который определяет общий световой рисунок портретного снимка. Как правило, подобный свет создается наиболее мощным источником, расположенным близко от модели. Направленный характер света создает глубокие тени, но хорошо рисует объем. Для смягчения контрастов и подсветки теней нужен второй вид света — заполняю щ и и Его источник, также достаточно интенсивный, помещается около фотоаппарата прямо напротив модели. Изменяя расстояние этих двух источников по отношению к фотографическому, добиваются такого соотношения их световых потоков, при котором хорошо прорабатывается рельеф лица и в то же время па нем не образуется резких и густых теней. Облегчает выполнение задачи третий источник света, который называют моделирующим. Это боковой свет со стороны, противоположный основному, рисующему, свету. Меняя расстояние и высоту источника Относительно модели, получают наиболее удачное распределение света на лице. Помимо этих трех видов света, при портретной съемке часто применяют фоновый свет, с помощью которого обеспечивают необходимую тональность фона, световые пятна на нем, что разнообразит снимки. Для создания световых эффектов иногда к этим видам света добавляют к о и т р о в ы й свет, источник которого —• позади модели. Меняя высоту его над полом, получают вокруг головы модели световой контур различной ширины и яркости. Для смягчения теней и более мягкой проработки рельефа лица перед источниками рисующего и моделирующего света помещают рас-сеиватели из марли, белой ткани, папиросной бумаги. Снимают портреты и при естественном освещении, но получить удовлетворительный результат в этом случае сложнее, так как прямой солнечный свет, имея ярко выраженный направленный характер, создает высокие контрасты и густые, резко очерченные тени. Рассеянный естественный свет, характерный для пасмурной погоды, также мало подходит для съемки портретов. Густые тени под носом, подбородком п в глазных впадинах искажают черты лпца. Не способствует такое освещение н проработке объемов лица, его рельефа. Поэтому при съемке портрета на открытом воздухе применяют световые отражатели в виде различных экранов из белой ткани, алюминиевой фольги и даже зеркал. В ряде случаев пользуются и подручными средствами: листом фанеры, бумаги или какого-либо другого светлого материала. Иногда удачные снимки делают, воспользовавшись отражением света от белой стены здания, сухого асфальта или просто подержав вблизи лпца модели развернутый носовой платок. Без подобных мер получить приемлемую проработку фактуры лица обычно не удается. Для природы характерен еще один вид освещения — направленно-рассеянно е, возникающее в те моменты, когда солнце находится за полупрозрачным облаком или когда оно только начинает своим краем закрывать солнечный диск. Это наиболее благоприятный момент для съемки портрета на открытом воздухе. Продолжительность такого освещения обычно небольшая, по подобные мгновения возникают постоянно при переменной облачности. Надо только проявить некоторое терпение в ожидании нужного момента. Но и в этом случае роль различных подсветок высока. В последнее время для подобных целей используют ИФО, хотя их применение несколько ограничено вследствие того, что большинство фотоаппаратов со шторио-щеле-выми затворами не могут работать с ИФО на коротких выдержках, а сильно диафрагмировать объектив при портретных съемках не рекомендуется. Фон в портрете. Портреты выполняют и с предметным фоном, подчеркивающим обстановку, где производилась съемка, и с нейтральным, который не отвлекает внимания зрителя от главного в кадре — человека. Предметный фон обычно характерен для репортажиого портрета, нейтральный — для студийного. Назначение предметного фона — подчеркнуть профессию человека, добавить что-то к образу. Однако п в этом случае фон передается на снимке не в полную силу, то есть его резкость пе должна «спорить» с изображением человека (у неопытных фотолюбителей часто встречаются снимки людей на фоне стены с пестрыми обоями, ковра и т. д.). Если нет под руками куска подходящей ткани для фона, подойдет "одеяло, простыня, но в этом/случае модель сажают не ближе, чем 2—3 м от фона, и ни в коем случае не диафрагмируют объектив, чтобы фон воспроизводился на снимке мягко,. расплывчато. Экспозиция и другие особенности. Экспозицию при портретной съемке удобнее всего определять по яркости лица модели, обращая внимание на то, чтобы тень от руки с экспонометром при измерениях не падала на лицо фотографируемого. Полученную экспозицию увеличивают на одну ступень. Как уже упомина- 23
|