Сделай Сам (Знание) 1991-03, страница 57времени, а крупные планы — меньшего, чтобы не возникало чувства затянутости демонстрации. В ходе демонстрации необходимо соблюдать тишину, не допускать резких, суетливых движений, чтобы не отвлекать внимание зрителей от экрана. В процессе демонстрации автор обычно дает комментарий к показываемым кадрам. От того, насколько он продуман, зависит общее впечатление от просмотра той или иной серии. Основное правило, которого при этом следует строго придерживаться, заключается в том, что комментарий не должен пересказывать то, что зритель видит на экране, а дополнять изображения фактами и деталями, которые остались за кадром, давая зрителям добавочную информацию. Хорошо такой комментарий написать заранее и в ходе демонстрации придерживаться этого текста. Следует обратить внимание, что для домашней любительской ди-апроекции неуместна излишняя значительность и напыщенность комментария. В подобных случаях более подходит слегка шутливая и даже ироническая его форма. По окончании демонстрации сначала включают настольную лампу ^затем выключают диапроектор и только через несколько секунд включают верхний свет. Звуковой слайд-фильм. В последнее время все большее распространение получает такая форма экранной фотографии, как слайд-фильм, который отличается от простой серии слайдов наличием конкретной, четко выраженной темы, которая основной нитью проходит через весь фильм. Хороший, содержательный слайд-фильм имеет четыре различимые фазы: завязка события — развитие действия — кульминация — развязка (финал). Как правило, серия слайдов, построенная по этому принципу, воспринимается зрителями как единое произведение, смотрится с неослабевающим вниманием и производит необходимое впечатление, то есть обладает свойствами фильма. Эффект от просмотра такого слайд-фильма может быть усилен его озвучением с помощью магнитофона. Введение в демонстрацию музыкального сопровождения, различных естественных шумов (пение птиц, свист ветра, журчание воды и пр.) в сочетании с наложенным на них дикторским текстом в значительной степени повышает выразительность и художественные достоинства слайд-фильма, увеличивает его эмоциональное воздействие на зрителей. Вполне очевидно, что эти шумы и дикторский текст должны во время демонстрации совпадать с соответствующими кадрами, которые в этот момент показываются на экране. Можно производить кадросмену в нужный момент вручную с пульта управления диапроектором, но лучше всего воспользоваться для этой цели специальной синхронизирующей приставкой «СИНХРО-8 М», которая выпускается промышленностью для синхронизации изображения и записанного на магнитофонную ленту звука в любительских кинофильмах. При работе с такой приставкой на одну дорожку магнитной ленты записывается фонограмма в виде дикторского текста, музыкального сопровождения и необходимых шумов, а на вторую дорожку — синхроимпульсы, то есть сигналы, по которым автоматически происходит смена кадров в диапроекторе. Если при этом используется диапроектор с автоматической подфокусировкой изображения, то весь показ озвученного слайд-фильма производится вообще без вмешательства демонстратора. ЛИТЕРАТУРА А р т ю ш и н Л.Фг Цветная фотография. — М.: Искусство, 1986. Баканов А.И. Слайды и фотографика // Советское фото. — 1976. —№ 9. Баканов А.И. Монтажная съемка П Советское фото. — 1980. — № 3. Волгин А.Г. Техника цветной фотографии. — М.: Искусство, 1987. Журба Ю.И. Краткий справочник по фотоматериалам. — М.: Искусство, 1987. Клаусе Г., Мойзель Г. Применение светофильтров в фотографии. — М.: Искусство, 1983. Мосина Т. А. «Фомахром-Д». Съемка и обработка // Советское фото. — 1985. — № 8. Петров В.В Качество кинопроекции. — М.: Искусство, 1982. Стародуб Д.О. Черно-белые отпечатки с цветйых слайдов // Советское фото. — 1975. — № 10. Тамицкий Э.Д., Горбатов В.А. Цветная фотография. — М.: Легкая индустрия, 1979. Хеймен Р. Светофильтры. — М.:Мир, 1988. Шилов Ю. М • Съемка на обращаемую пленку // Советское фото. — 1975. —№ 3,4. 56
|