Сделай Сам (Знание) 1996-01, страница 28

Сделай Сам (Знание) 1996-01, страница 28

А теперь открывайте дверь и входите. Если вы в сауне, то вас охватит сильный сухой жар за 100 градусов. Не спешите сразу подниматься на полок, а лучше посидите минут пять, привыкая, внизу. Потение начнется постепенно. Первый пот еще успевает высохнуть, а дальше чем больше времени вы сидите или лежите, тем обильнее струится пот. Кстати, лежать лучше, чем сидеть, ведь температура заметно поднимается от пола к потолку. Поэтому, когда сидишь, свесив ноги, то им заметно прохладнее, чем голове, а надо бы наоборот. Если для лежания нет на полке места, то лучше поэтому сидеть, поджав ноги под себя, по-турецки.

Наиболее крепкие и привычные люди вскоре перебираются на верхний полок, где под потолком самый жар. Остальным же лучше подняться наверх во время второго захода, после отдыха в предбаннике или купания в холодном бассейне.

Спускаться с полков, входить и выходить надо осторожно, не делая резких движений, чтобы не закружилась голова от перепада температур, чтобы не поскользнуться и не упасть. Лучше на минуту задержаться, особенно после ве-ничного массажа.

Вышли из парной — посидите или в моечной, там теплей, или в предбаннике, где прохладнее, минут 15—20. Можно мелкими глотками попить хорошего, по науке заваренного чая.

Уже шла речь о том, что лучше плескать на камни горячей водой. Но не простой, а той, в которой запаривались веники. А еще лучше — специальным настоем: эвкалипта, можжевельника, пихты, березы, дуба и т.д. У каждого опытного парильщика свой вкус и свои любимые запахи.

Настой готовят так: подготовьте желаемый набор, сложите листья или цветы в кастрюлю, лучше эмалированную. Залейте горячей водой, тогда выделение эфирных масел и прочего начнется быстрее. Теперь ставьте на большой огонь и кипятите. После этого закутайте кастрюлю тряпками, и пусть настой доходит. Когда он остынет, процедите его. Если используете тут же лейте его на каменку. А если заготовите впрок, то разлейте по банкам и бутылкам и храните в темном и прохладном месте.

И еще одно: настой, особенно эвкалиптовый, попав на камни, сначала вы

деляет приятные запахи, но потом подгорает и пахнет неприятно. Поэтому, прежде чем плеснуть им, налейте на камни воды, она не даст настою подгореть.

Несколько слов о банном этикете. В том отрывке из «Петра Первого» А.Тол-стой, как, наверно, заметили опытные парильщики, нарушил и его, и банную технологию. Петр уже несколько раз попарился и еще парится, а Меншиков моется, намыливает голову. А ведь право париться первым он как хозяин обязан был предоставить гостю. В бане, даже такой, как у Меншикова, где парная совмещена с моечной, всему свой черед. Если Меншиков еще не парился, то почему он уже моется с мылом? Ведь этого делать нельзя, чтобы не удалить с кожи жир, предохраняющий от прямого соприкосновения с жаром. Нужно только сполоснуться, чтобы чистым залезть на полок. Голову же перед парением вообще не моют ни с мылом, ни без мыла, это тоже ошибка писателя.

Банный массаж

Вы уже видели, что лечебно-оздоровительный массаж характерен больше для восточной бани. Но и во всех других банях очень полезно к тепловому воздействию на организм добавить не менее ценное для здоровья воздействие массажа.

Борис Павлович у себя как раз пытается совместить все полезное из разных бань. Он не признает резкого разделения на сауну и русскую парную баню. Каменка у него поначалу работает как в сауне, без пара. И в первый заход полное впечатление сауны. Сидишь, обливаешься потом, посматриваешь в окно на сад, на цветы. А уж во второй заход он чуть плещет на камни настоем. Пара почти не заметно даже в первый момент, но горячие приятные запахи чувствуются отлично. И уже на третьем заходе начинает работать веник.

Совмещает Борис Павлович парение и мойку в своей бане с массажем вениками и руками.

До Сибири от него далеко, и пихтовыми любимыми вениками снабжают его друзья, побывавшие в тех местах, где пихта растет. Хвоя у нее короткая, не очень жесткая. А запах бесподобный, целительный. И при соприкосновении с кожей вспоминается точечное иглоу

27