Вокруг света 1955-03, страница 56

Вокруг света 1955-03, страница 56

карт и нескольких географических словарей.

В матросском берете и простой блузе из толстого синего сукна или вязаной фуфайке в ясные дни, в непромокаемом плаще и клеенчатой рыбацкой шляпе в непогоду, «капитан Берн» определял по солнцу местоположение судна и наносил его на карту, следил за «хронометром», вел журнал плавания и, стоя на палубе, которую

ков вытаскивал свою яхту на берег и отправлялся домой, в тихий Амьен. Но каждую весну он неизменно снова возвращался в JTe Кроту а.

Конфискованный во время франко-прусской войны корабль Жюля Верна был сожжен немецкими войсками. Позже усилиями все того же старого плотника из Ле Кро-туа был рожден новый «Сен-Мишель», получивший, как короно-

сн именовал «мостиком», с достоинством командовал своим экипажем, состоящим из двух рыбаков, пенсионеров французского военного флота, взиравших на мир с флегматичностью истых морских волков.

Очень часто встречные корабли первые салютовали маленькому паруснику, храбро пробирающемуся среди волн, а капитаны пакетботов выкрикивали в рупор слова привета. Эти знаки внимания относились, конечно, не к «Сен-Мишелю», а к его владельцу. И капитан Верн неизменно вежливо отвечал им, салютуя собственным флагом — трехцветным со звездой.

«Сен-Мишель» обычно крейсировал вдоль^побережья, от берегов Бретани на юге до северных берегов Франции, заплывая иногда в бельгийские и голландские воды. Изредка он даже отваживался пересекать пролив и посещать меловые берега Англии Когда наступала осень, писатель с помощью экипажа и местных рыба

ванная особа, прозвище «Второй». Он так же верно служил своему капитану, каждый год храбро отправляясь в открытое море.

Но Жюля Верна обуревали гордые замыслы. Он мечтал уже не о каботажных плаваниях, а о далеких путешествиях. Но он был терпелив, он ждал, он присматривался, он выбирал. И случай, наконец, представился — и какой случай!

...Это была одна из лучших в мире яхт, построенная по заказу бельгийского короля Леопольда I и только из-за его смерти перешедшая в другие руки. Корабль был настоящим красавцем. Построенный в Нанте, родном городе Жюля Верна, прославленными инженерами-судостроителями, он имел железный корпус длиной в 53 метра, и его водоизмещение равнялось 67 тоннам. Белая, сильно наклоненная назад труба и две мачты с полным рангоутом позволяли яхте легко достигать скорости в 17—20 километров в час.

Кают-компания была отделана красным деревом, остальные каюты — светлым дубом.

— На этом судне мы сможем совершить путешествие вокруг света, — сказал Жюль своему брату, когда они осматривали новое приобретение.

Жюль Верн вступил во владение кораблем в 1876 году и дал ему название «Сен-Мишель III».

Первые годы корабль капитана Верна делал только каботажные рейсы. Позже, когда место на мостике занял капитал Оллив, старый земляк писателя, плавания стали более далекими. «Сен-Мишель» крейсировал у берегов Португалии, Испании, Бельгии, Голландии, Англии, Шотландии, Ирландии, Дании, Швеции, Норвегии, даже Исландии. «Великий романтик на море» обычно писали газеты, и каждый маленький порт надеялся, что корабль Жюля Верна его посетит...

Когда-то писатель использовал свои морские путешествия для работы. Теперь, на борту своей яхты, он лишь отдыхал и мечтал, зная, что в тишине кабинета его ждет старая конторка, стопка аккуратно нарезанной бумаги и связка тонко очинённых карандашей.

Но море все время жило в его воображении — не синие океаны географических карт, но живые зеленые волны, бьющие в борта корабля. «Море, музыка и свобода — вот все, что я люблю», — сказал он однажды своему племяннику. А в дневнике пугешест вий он написал:

«У моря нет собственного цвета; это только громадное отражение неба. Синее оно? Его синей краской не изобразишь. Зеленое? Зеленой не изобразишь. Его легче схватить в его ярости, когда оно мрачно, бледно, когда кажется, что небо в нем смешало все облака, которые развесило над ним... Ах! чем больше я смотрю на этот океан, тем величественнее он мне представляется. Океан! Одним этим словом сказано все! Океан! Это громада! На недосягаемых глубинах он скрывает безграничные луга, рядом с которыми наши луга — пустыни, как говорит Дарвин. Что материки, даже самые обширные по сравнению с ним — простые острова, которые он окружает своими водами...»

В 1884 году Жюль Верн впервые почувствовал себя очень усталым. Нужно было сделать большой перерыв в работе. Прогулка вдоль побережий не казалась уже достаточной, большие моря и дальние страны снова, как в юности, стали манить стареющего писателя. Ему только что исполнилось 56 лет; еще не поздно было совершить кругосветное путешествие.

Плавание это превратилось в ряд триумфов. В честь знаменитого писателя местные власти устраивали приемы и чествования, вы

60