Вокруг света 1964-02, страница 25похожее на башню, сооружение для слива воды из водохранилища в отводный ирригационный канал. На противоположном берегу угадываются очертания башни другого канала. Это все, что осталось от древнего оросительного устройства. Воздух звенит от стрекота цикад, большие голубые ящерицы перебегают от камня к камню, смешно припадая на передние лапки. Кроме нас, здесь ни души. Еще несколько километров пути по пустыне, и мы подъезжаем к храму Аввам, который тоже был ровесником древнего Мариба, одной из столиц Сабейского царства. Часть скульптур и барельефов, украшавших храм, сейчас хранится в небольшой темной комнате Марибской крепости. Они сделаны с большим мастерством. Среди них изображение бычьей головы, которая символизировала Иллум-кух, богиню Луны — в честь ее и был построен храм Аввам. Голова быка украшала алтари, на которых курились благовония и приносились в жертву животные. В той же комнате сложены известковые плиты, на них древние скульпторы высекли ячменные колосья, фигурки баранов. Красив алебастровый барельеф, изображающий богиню плодородия — женщину, сидящую перед тяжелыми виноградными гроздьями. Однако в крепости собрана лишь небольшая часть того, что было найдено в руинах древнего Мариба. Великолепные коллекции предметов культуры древней Аравии хранятся в парижских музеях. Западные путешественники, которым удавалось в прошлом посетить Мариб, за бесценок скупали эти находки у бедуинов, отыскивавших их в развалинах минейских и сабейских городов в Руб-эль-Хали. Реакционные имамы, правившие Йеменом до сентября 1962 года, внушали народу мысль, что только с принятием мусульманства он обрел «настоящую культуру», и варварски разоряли и разрушали памятники старины. Так, например, мы видели в стене крепостного колодца, в стенах и полу марибской гости- Сокровища национальных культур ницы... уникальные камни с сабейскими письменами. Республиканское правительство взяло под охрану все памятники старины. Ценные рукописные книги, обнаруженные во дворцах свергнутого имама и его пособников, переданы во вновь созданную национальную библиотеку. Руб-эль-Хали еще хранит много тайн. К юго-востоку от Мариба лежат развалины храма Мари-бам, построенного около 2 700 лет назад. В северо-восточных районах Руб-эль-Хали сохранились руины минейских и сабейских городов — сообщения о них иногда приносят случайно забредшие туда бедуины. Кто знает, быть может, в скором времени здесь будут сделаны важные археологические открытия. О. ГЕРАСИМОВ и я просыпаюсь утром с чувством обновленья и счастья. Счастья оттого, что в моей жизни были пороги. И еще будут, потому что бывают они не только на реках. Поздней осенью мы пришли в институт географии к Сыроечковскому, только что возвратившемуся из экспедиции на Нижнюю Тунгуску. Мы принесли ему отчет о наблюдениях, много фотографий и показали фильм «В фиордах Путораны», получивший диплом II степени на смотре кинолюбителей. Евгений Евгеньевич разложил на столе снимки, подробно расспрашивал нашего зоолога. — Что вы можете сказать о численности водоплавающей птицы? Немногочисленна? Так и следовало ожидать — Да. слабая кормовая база. — авторитетно подтвердил Кстиныч. — Озера глубокие и холодные, мало водной растительности... - Филин? Вот это интересно! — сказал Сыро-ечковский, просматривая дневник зоолога. Тут же, у стола, Кстиныч разрешил давно мучивший его вопрос. Он показал снимок большого гнезда в кроне лиственницы. Чье оно? Кстиныч долго сидел у этого гнезда, но хозяин так и не явился. Оказалось, что это гнездо орлана-белохвоста, очень редкой для Путораны птицы. Евгений Евгеньевич отобрал часть снимков в сказал: — Используем ваш материал в статье о птицах севера Средней Сибири. Не возражаете? Еще бы? Конечно, мы не возражали. Это было для нас неожиданной наградой. — Уменьшаем разрыв между зеологией и электроникой, — сказал Кстиныч.. Это была, разумеется, шутка. Но между тем в ней скрыта крупица правды. "На измерительном стенде Кстиныча в лаборатории висит теперь фотография путоранской птички галстучника — память о его небольшом вкладе в зоологию.
|