Вокруг света 1975-12, страница 38Новый мамонт, как и его предшественник, вышел на стену только при свете юпитера. Отто Николаевич сказал, что это самая маленькая фигурка во всей пещере и что восьмой мамонт и два свежеиспеченных образуют нижний ярус рисунков. По всей вероятности, самых древних изображений в Каповой пещере! — Раз пошли открытия, — сказал он, — то добавлю, что вчера мне удалось по пятнышкам на первом этаже, где Коля чистил стену, собрать рисунок. Вы не поверите — там изображена лошадь. Я ее обвел углем. Теперь нет никаких сомнений: рисунки животных на «втором этаже» и условные фигуры на первом нанесены на стены примерно в одно время. Вечером, у костра, Отто Николаевич сказал, что остается на свой семидесятилетний юбилей здесь, в глуши, в крупном культурном центре палеолита, в Каповой пещере: — Ни одному юбиляру еще не дарили мамонтов. Как я могу отказаться от такого дара? Спустя несколько дней после юбилея Отто Николаевич по неотложным делам улетел в Москву. Остались мы и несколько археологов заканчивать каждый свою работу. ...И в последний день съемок мы обнаружили на «первом этаже» два новых условных изображения и большое бесформенное красное пятно... О. БАДЕР: Итак, на третий день после того, как зажегся в пещере яркий киносвет, на той стене, которую мы считали полностью изученной, совершенно неожиданно обнаружились три новые фигуры мамонтов. Ни при каких других условиях найти эти бледные рисунки животных не удалось бы, а время могло навсегда унести их в глубины неведения. Как выяснилось позже, это было только начало новых удач для археологов. Киноэкспедиция оказала неоценимую услугу археологической науке, позволила вырвать из далеких времен те сведения, которым, может быть, иначе суждено было бы остаться за пределами нашего знания. Киноэкспедиция толкнула нас к новому этапу в изучении пещеры Шульган-Таш. Снимая интерьеры «первого этажа» пещеры, она обнаружила еще три новых изображения: большое расплывчатое красное пятно и два четких условных рисунка в виде перевернутых трапеций. На той же стене им удалось распознать форму еще одного смутного большого изображения. Оно оказалось условным знаком крупного масштаба и сложного очертания. Я не мог себе простить, что уехал раньше, чем закончились их работы в пещере. На крыльях неудержимого интереса, с вопросом «А что же там еще?» мы полетели в Каповую следующим летом. «Киношники» не обманули. Рисунки смотрели на нас с точно указанного места. Пока мы работали над этими изображениями, наша сотрудница обнаружила на «той же стене еще одно красное пятнышко размером с копеечную монету. Слегка потерли — пятно увеличилось до пятачка. В ход пошли вода и ватные тампоны. К концу дня пред нами предстала композиция из двух ярко-красных мамонтов и двух условных знаков. Первый имеет мягкие очертания, чуть меньше размером, чем второй. А следом за первым идет поджарый мохнатый слон на длинных ногах. Сам собой напрашивается вывод, что впереди идет самка, ее сопровождает самец. Схематические знаки, что расположены выше и ниже изображений животных, по всей вероятности, можно считать символами пола и размножения. В итоге двухлетней работы количество реалистических рисунков в Каповой пещере почти удвоилось. На нижнем этаже раньше были известны только схематические рисунки, сейчас к ним прибавилось четыре изображения животных вперемежку с новыми условными знаками. Окончательно развеялось сомнение в том, что реалистические и условные изображения представляют собой единое целое, задуманное именно так их авторами. Мы наметили очистить еще три стены на первом этаже и уверены, что там будет найдено много новых рисунков. Общее число неизвестных еще нам изображений предугадать невозможно... Но следует рассчитывать на крупную удачу, если мы сумеем найти галереи пещеры, которые посетил и описал 200 лет назад известный русский исследователь академик Иван Иванович Лепехин. Пока они значатся утраченными. Но ведь в достоверности сведений Лепехина сомневаться не приходится. Я уверен — эти галереи ждут ученых. С МЫСА ЖЕЛАНИЯ С ОСТРОВОВ СОЛОВЕЦКОГО АРХИПЕЛАГА ИЗ ДОЛИНЫ БЕШКЕНТ ЧИТАТЕЛЬ СООБЩАЕТ Г. ГОРЕЛОВСКИЙ с ПУРГОЙ НАЕДИНЕ «По образованию я радиотехник, мне 23 года. После окончания в 1972 году Ленинградского Арктического училища меня направили на Диксон, а затем на полярную станцию Мыс Желания, где я проработал более двух лет. Наиболее яркие впечатления остались у меня после первого года зимовки...» ■Г ще на Диксоне меня преду-™ преждали, что Мыс Желания — едва ли не самое вьюжное место во всей Арктике. Здесь сталкиваются два моря, Баренцево и Карское, с различными климатическими особенностями и температурными режимами. Ветры дуют у мыса почти постоянно, достигая зачастую ураганной силы. Основное направление — ост-зюйд-ост — вест-норд-вест, из одного моря — в другое. Поэтому все здания на станции выстроены именно в этом направлении, чтобы создать вьюгам наименьшее сопротивление, сохранив таким образом больше тепла в помещениях. К постоянному «дутью» скоро привыкаешь и уже 8—12 метров в секунду не считаешь за ветер. А максимальную силу здешних ветров мне «посчастливилось» испытать в самом начале зимовки. В это утро домик нашей стан ~ ции вибрировал и гудел, как пу стая бутылка, но я не обратил на 36
|