Вокруг света 1988-02, страница 27

Вокруг света 1988-02, страница 27

посуды! Греки были искусными гончарами, и их керамика превосходила скифскую красотой и практичностью.

Я определил, что осколки поднятых нами античных предметов были изготовлены в различных греческих центрах и, самое главное, датировались разным временем. Торговый корабль — не музей, и маловероятно, что вместе с ним затонула столь разнообразная коллекция посуды. Находок набралось столько, что вскоре пришла уверенность: под водой — следы поселения, существовавшего на древнем мысу в античное время.

Все оставшиеся дни водолазы искали остатки исчезнувшего под водой маяка. Увидев гору поднятых со дна черепков, мои коллеги-археологи, ведущие много лет раскопки больших античных поселений Северного Причерноморья, пришли к выводу, что башня Неоптолема была довольно крупным пунктом, история которого была тесно связана с судьбой античных центров Нижнего Поднест-ровья — города Никония (руины его лежат на левом берегу лимана возле современного села Роксоланы), и города Тиры, стоявшего на месте современного Белгород-Днестровского. Скорее всего башня была сооружена в конце V века до нашей эры, когда окрепли торговые связи этих центров с Грецией и Малой Азией. Она указывала вход в сложный фарватер Тиры-Днес-тра.

Маяк из белого известняка был хорошо виден морякам в открытом море. Многим мореплавателям приносил он спасение, возвращал уверенность, вселял надежду и веру, придавал силы для дальнейшего плавания. Иначе не назвали бы его именем Неоптолема, сына владыки Понта Эвксинского, не был бы он так широко известен в античном мире и не удостоился бы упоминания в произведениях античных историков и географов.

Когда в Причерноморье вел военные действия понтийский военачальник Не-оптолем, река Тира впадала в море уже в другом месте. Страбон и Анонимный автор в своих трудах использовали более ранние сведения, которые, как показала уточненная палеогеографическая реконструкция района поисков, предшествовали появлению на свет понтийского полководца на два-три столетия, а значит, к этому маяку он не имел никакого отношения.

Настало время прекратить поиски. Руины маяка, очевидно, затянуло песком... Мои помощники были разочарованы. Конечно, им хотелось увидеть хотя бы остатки величественного когда-то сооружения. Но что делать, если морская стихия распорядилась по-своему, и башню поглотили волны Понта Эвксинского. Такова судьба многих маяков. И в наше время некоторые маяки уже не раз приходилось переставлять подальше от разрушающегося берега.

Однако я не теряю надежды еще раз попытаться с помощью гидролокатора обнаружить под водой древние шины. Без этого загадку потерянной башни нельзя-считать окончательно раскрытой.

с. Приморское, Одесская область

Курьер

ДЕЛЬФИНЫ-ЛОЦМАНЫ

Болгарская гидрологическая экспедиция исследовала Черноморское побережье и устье Дуная. В один из рабочих дней небольшой катер с учеными на борту вышел в открытое море и начал забирать пробы воды. Стоял штиль, поэтому якорь не бросали. Аквалангисты ныряли со своими зондами на разную глубину и радовались хорошей погоде.

Капитан первым заметил приближение с севера большой стаи дельфинов, и тут же последовала его строгая команда:

— Всем возвращаться на борт! Включить двигатель. Курс — на запад!

Чем же так напугали капитана дельфины?

Дело в том, что он вдруг увидел в бинокль кипящую полосу, от которой уходили морские животные. Приближение коварной зыби не сулило ничего хорошего и небольшому суденышку.

Как только застучал дизель, от стаи моментально отделились два дельфина, решительно приблизились к катеру и начали синхронно выпрыгивать из воды у самого носа. Сперва на корабле подумали, что добровольные лоцманы показывают, в каком направлении следует уходить от опасной зыби. Однако вскоре поняли, что дельфины, каждый из которых плыл у разных бортов, явно давали сигнал своим сородичам остерегаться острого носа катера, резавшего волну. Вот они и показывали курс и скорость корабля. Стая приняла сигнал, сделала общий поворот, чтобы дружно обойти катер с правой стороны по широкой дуге. Буквально через минуту после этого лоцманы присоединились к остальным животным, уходившим на юг.

Разумеется, на корабле тут же разгорелась дискуссия о поведении дельфинов. Картина для большинства была настолько ясной, что моряки и гидрологи пришли к единодушному выводу — лоцманы заботились о своей стае, а не о катере. Они ориентировали стаю, включая и неопытный молодняк.

ЧЕМ БОЛЕЛИ МОЗАЗАВРЫ!

Ископаемые ящерицы мозазавры, населявшие Землю сто миллионов лет назад, вели водный образ жизни. Преследуя добычу, они, очевидно, совершали глубокие погружения и быстро всплывали на поверхность. Страдали ли древние животные декомпрес-сивной болезнью, вызываемой резким перепадом давления при подъеме из глубины моря?

Окаменелые остатки скелетов мозазавра изучали ревматолог Брюс Ротшильд из больницы св. Елизаветы в Янгстауне и палеонтолог Ларри Мартин из музея естественной истории при Университете штата Канзас (США). Рентгеноскопия позвонков

ящера показала, что они были повреждены еще при его жизни. В них обнаружены омертвевшие области костной ткани, которые образовались вследствие перерывов в кровоснабжении. Две другие причины, способные вызывать подобные последствия: отравление висмутом и радиационное облучение — были исследователями отвергнуты. Те же водные ящеры, которые согласно палеонтологическим данным жили в поверхностном слое моря, в одну эпоху с мозазаврами, никаких следов декомпрессивной болезни не оставили.

Однако такая болезнь, способная оставить человека калекой, не была для мозазавра смертельной! Видимо, водная стихия облегчает жизнь морским животным, уменьшая массу погруженного в воду тела.

РАЗВЕНЧАННЫЙ МИФ

Владелец одной из ферм по разведению страусов австралиец Аллан Пэлло пригласил к себе в гости зоологов, чтобы познакомить их со своей гипотезой. Дело в том, что наблюдательный фермер полностью отрицает старое поверье, будто страусы прячут голову в песок от страха. Отснятые им кадры показывают, что эти крупные птицы довольно часто опускают голову до уровня земли, однако не зарывают в песок, как гласит поверье. Ради опыта фермер проделал со своими питомцами это насильно, но страусы тут же начинали задыхаться. Некоторых птиц после такого принуждения приходилось даже лечить.

Фермер считает, что страусы опускают голову для того, чтобы отдохнули мышцы их длинной шеи. Однако наряду с этой гипотезой есть и иная: еще в XIX веке путешественники подметили — страусы кладут голову на землю для того, чтобы прислушаться, есть ли за ними погоня или нет.

Как бы там ни было, но миф о трусости страусов развенчан.

ОТПОР ПЕСКАМ

Дворники в Нуакшоте, столице Мавритании, убирают песок с улиц круглый год. Белая песчаная пыль из Сахары падает на город, как снег, но только объем «осадков» здесь гораздо выше. Пустыня уже отняла у Мавритании 85 процентов ее площади. Пески упорно атакуют и долину реки Сенегал — единственный оазис плодородной земли в этой африканской стране.

Международная географическая экспедиция, работавшая в Мавритании, подсчитала, что Сахара наступает на территорию страны со скоростью до 6 километров в год. И сделала вывод, что одолеть пустыню можно лишь международными усилиями. Однако начинать надо незамедлительно. А пока ученые рекомендовали создать ряд параллельных лесопосадок, противостоящих пескам, сеть оросительных каналов и провести химическое закрепление песков на площади в несколько тысяч квадратных километров.

25