Танкомастер 1997-02, страница 41

Танкомастер 1997-02, страница 41

передачу». Принятые меры должны были теоретически поднять скорость движения танка на 4,4-4,7 км/ч.

17 февраля 1921 г. комиссар Гау-гель отправил в ГВИУ следующую телеграмму: «танк усиленной скоростью готов соблаговолите приехать для испытаний гаугель»

Для испытаний приехал конструктор бронеотдела ГВИУ Сотьянов. Но чуда не произошло. Вместо положенных 12,5 км/ч. танк № 7с («скоростной») смог развить скорость от 8 до 10 км/ч. при 1400 оборотах мотора в минуту. Эталонный танк № 6 легко догонял скоростного собрата путем увеличения оборотов мотора до 1800-2000. Двигатель «скоростного танка» испытывал на максимальной скорости большие перегрузки, и вскоре танк был переделан. С него на машину № 6 переставили бортовую передачу, оставив «усиленную» КПП. На повторных испытаниях танки № 6 и 7 развивали скорость 10 км/ч. при

1400-1600 об./мин., но не более. И эта скорость при существующем моторе была признана максимально достижимой.

Боевая служба «Русских Рено» не изобиловала героическими примерами. Ни в каких боевых действиях гражданской войны они участия не принимали.

Большая часть этих танков поступила в 1921-22 гг. на оснащение в ав-тобронеотряды. В частности, А-Бо № 6 был сформирован 7 февраля 1922 г. на основании приказа РВСР № 1375. Его командиром был назначен Шибанов. Отряду выделили пять танков «Рено» Сормовского завода и один грузовик. Личный состав был набран из бойцов, знакомых с сельхоз-трудом, так как первой боевой задачей подразделения стала... вспашка полей в голодающем Поволжье.

Весь комсостав был переведен из резерва танкового дивизиона. Почти все командиры танков прошли курсы

высшей броневой школы, к тому же большинство из них уже имело опыт боев, так как служило в старой армии.

22 февраля отряд получил танки № 1, 2, 9, 13 и 15. Вооружение из 37-мм пушек имели лишь 4 танка, один (№ 13) вооружения не имел. 23 февраля 1922 г. отряд участвовал в параде на Красной площади, а 4 марта отправился в Саратов. Дальнейшая судьба отряда неизвестна.

Начиная с 1924 г., сормовские танки начали выходить из строя, но в 1926-27 гг. подверглись ремонту за счет деталей, снятых со списанных французских «Рено». Было восстановлено таким образом 8 машин, которые до конца 1929 г. проходили службу в Московском и Ленинградском военных округах. Официально «Русские Рено» были выведены на склады весной 1930 г. приказом РВС. Но несколько разукомплектованных машин находились в учебных заведениях до середины 1932 г.

Названия танков «Рено» Сормовского завода

№ Название

1 ............«Борец за Свободу,

Тов. Ленин»

 2.........«Парижская Коммуна»

3 .................«Карл Маркс»

4 ................«Лев Троцкий»

 5...........«Лейтенант Шмидт»

6 ..............«Карл Либкнехт»

 7..............«Красный Борец»

 8..............«Красная Звезда»

 9.................«Пролетарий»

10 ..........«Свободная Россия»

1 1................«Черноморец»

(вооружения не имел)

1 2.......? (вооружения не имел)

13 .. «Буря» (вооружения не имел)

1 4......................«Керчь»

15 ..................... «Победа»

Бойцы

автобронетанкового отряда во время политзанятий рядом с танком «Рено Русский» последних выпусков. В руках

пропагандиста (во втором ряду возле пулемета) видна «Рабочая газета».

Необходимые пояснения

После войны в различных печатных изданиях приводилось множество различных индексов сормовских «Рено». Не ищите в документах 20-30-х годов индексов «С», «М» и подобных.

Все танки в Красной армии в то время делились на три типа:

«Б» (большой), к которому относились все «Рикардо», «С»(средний), каковыми считались «Тейлоры» и «М» (малый), куда входили все «Рено».

В соответствии с этим танки имели цифробуквенный номер, например: № 385С, № 143Б, № 138М. Во время проектирования и изготовления сормовские танки именовались «типа Рено», «системы Рено», или «Рено» с мотором «Фиат».

Никаких индексов ему не присваивали, подтверждением чего является изучение подлинных чертежей, ведомостей и маршрутных карт изготовления и приемки танков. В ряду себе подобных малых танков «Русские Рено» (или «Рено Русские»), как чаще всего именовались детища Сормовского завода, могут быть выделены только по номеру — от 1 до 15.

Французских танков с такими номерами у нас не было. И еще одна интересная особенность.

Стоимость 15 танков в ценах тех лет составила 93 150 000 рублей, стоимость вооружения не входила в расчеты.

tahk0 вшмастер

39