Юный Натуралист 1975-11, страница 25

Юный Натуралист 1975-11, страница 25

23

УРАЛЬСКИЕ ВОДОПРОХОДЦЫ

Когда на земле еще не было ни птиц, ни зверей, в морях и реках уже жили самые древние рыбы нашей планеты — осетровые. Ведь их возраст ученые определяют в 185 миллионов лет!

Осетровые — целое рыбье семейство: белуга, севрюга, осетр, который как раз и унаследовал самые характерные черты своих ближайших родственников. У него удлиненное веретенообразное тело, блестящая шкура с серовато-голубоватым отливом, а вдоль хребта, словно украшения, тянутся шипы. Осетр медлителен и важен. И словно в насмешку над его нерасторопностью, природа наградила осетра любопытствующим острым носом. Белуга — рыба-великан. Живет она долго и всю жизнь растет, как и все рыбы. В возрасте 75 лет она может весить более 1000 килограммов. А самая крупная белуга, которую удалось поймать, весила около 2000 килограммов. По сравнению с ней севрюга — мелочь. Вес ее не бывает больше 10—12 килограммов.

Живут осетровые в Каспийском море, и нет в мире другого водоема, где бы так много ловили этой вкуснейшей рыбы. Однако откладывать икру и выводить потомство осетровые могут только в пресной речной воде. Сейчас почти все реки, которые впадают в Каспий, перегорожены плотинами. Только Урал свободен. Спокойно поднимается осетр к нерестилищам, расположенным в верховьях этой реки.

Идет рыба на Нерест ранней весной, когда Урал еще скован льдом. Первым в реку заходит яровой осетр. И, как только река,

поднятая весенним паводком, понесет свои мутные воды к морю, устремляется вверх по течению, встречая в лоб бешено несущийся поток. Озимый осетр приходит в Урал летом. По сравнению с более выносливым и сильным яровым братом осетр озимый слаб, вял. Ему больше по душе теплая вода и спокойное течение. Яровой осетр откладывает икру той же весной. Озимый же, запоздавший к началу весеннего паводка, остается в реке на зимовку и откладывает икру только весной следующего года.

Одним из условий разделения осетров на два вида является длина миграционного пути — пути, который проделывает рыба из того района моря, в котором живет, до места в пойме Урала, где она откладывает икру и выводит потомство. Чем длиннее этот путь, тем труднее поспеть ко времени. Возможно также, что более слабые и менее откормленные рыбы не в силах за один длительный и трудный переход подняться к местам нереста. Может, именно поэтому нерестилища более выносливого ярового осетра расположены по течению выше, чем нерестилища озимого. Но в этом и состоит одна из неразгаданных загадок природы.

Неторопливо поднимаются озимые осетры вверх по реке. Они не спешат. Впереди долгая зима, и надо подготовиться к встрече с ней. В низовьях Урала имеется около пятидесяти так называемых зимовальных ям — своеобразных, обычно пяти-шестимет-ровых углублений в русле реки. Иногда, правда, реже, зимовальные ямы могут быть