Юный Натуралист 1978-07, страница 37

Юный Натуралист 1978-07, страница 37

35

ш

OK АЗЫ ВАЕТСЯ

О существовании карликового бегемота стало известно только в 1911 году. Он очень редок и скрытен, дишь немногим европейцам удалось увидеть карликовых бегемотов в своей родной стихии — девственных тропических лесах по берегам медленно текущих рек. Распространен этот бегемот только в Либерии и в низовьях Нигера и внесен в «Красную книгу» редких и исчезающих животных.

Самка птицы-носорога высиживает яйца в дупле дерева. Самец помогает ей замуроваться: замазать дупло смесью из глины, помета и клейкого вещества, которое специально выделяется из желудка. Лишь одно маленькое отверстие остается, чтобы самка могла высунуть клюв. Теперь ей не страшен никакой хищник, и отец семейства может спокойно лететь за кормом. Набив полный желудок семенами и плодами различных растений, он возвращается к дуплу, стучит носом о дерево и, когда самка высунет клюв в отверстие, отрыгивает «па-кет» с пищей. Оказывается, семена и плоды в желудке птицы покрываются прозрачной оболочкой, так что самка получает продукты совершенно свежими.

сам°ГДа Появляются птенцы, 0свк® взламывает стенку и с°6ождается из плена, кается, самец погибает, 3avv самка еще сидит

гДа ,1Ванной 8 ДУпле- Т°-себя У ° ней берут на эТОм Другие самцы и при быт, спорят за право

опекуном.

Водится птица-носорог в Африке и Южной Азии.

Впервые об этой птице в Европе узнали в 1658 году. Ростом она была более трех метров и весила не менее полутонны. А яйцо оказалось таким крупным, что могло вместить восемь литров воды. Правда, никто тогда всерьез не поверил французскому путешественнику, который рассказал о ней.

И лишь после того как Парижский биологический музей получил в подарок два яйца эпиорниса, как стали называть птицу-великана, к тому времени уже вымершую, все поверили, что она существовала. Огромное тридцатидвухсантиметровое яйцо по весу равнялось 180 яйцам домашней курицы. Одного яйца хватило бы, чтобы приготовить яичницу на 90 человек.

А вскоре были найдены и кости птицы, которые прежде принимали за кости слона или носорога.

Белый аист — молчаливая птица. Он может только тихо сипеть. Отойдешь в сторону, и уже ничего не слышишь. И тем не менее в селах, где на крышах домов поселились аисты, их очень даже слышно. Будучи практически безголосыми, птицы возмещают этот недостаток с помощью своего клюва. Изгибая шею назад, подтягивая голову почти к самой спине, а потом вновь выпрямляя шею, они издают быстрое сухое

трещание, слышное по всему селу.

Местами существует поверье, что, если аисту помешать гнездиться на крыше дома, птица может

«отомстить» хозяину: она будто бы приносит в клюве горящую головешку и поджигает соломенную крышу дома. На самом деле все происходит, видимо, вот как. В гнездах аистов не так уж редко можно найти обугленные прутья, куски полусожженных сучьев и щепок. Все это птица подбирает на лугу или на берегу реки, где рыбаки или пастухи разжигали костер. Если головешка не совсем погасла, огонь может быть раздут на гнезде ветром. Вот и получается, что аист поджигает свое же гнездо.

Был такой случай. Гнездо аиста, расположенное на самом верху крыши одной колокольни, внезапно задымилось. Тогда обе взрослые птицы стали сбрасывать вниз дымящие прутья и ветки. Быть бы большому огню! Положение спасла пожарная команда, которая вовремя явилась к месту происшествия.

Рис. В. Каневского