Юный Натуралист 1984-03, страница 9

Юный Натуралист 1984-03, страница 9

иш**тхш

БРема

Эта нарядная птичка на стройных ножках при случайных встречах с человеком редко позволит себя рассмотреть. Весной и в начале лета, когда самцы птиц азартно поют, варакушка держится на виду, но в таких местах, где сами мы бываем не часто — в густых кустах, среди болотной растительности, рядом с долго не просыхающими канавами и лужами. Вода, пусть даже самая затхлая — первейшее требование птички к месту жительства. Так что она — типичный обитатель болот.

В Подмосковье весной появляется варакушка рано. Первых птичек случалось мне видеть в начале апреля, когда вокруг лежит снег, и только по солнечным припекам, на склонах любимых варакушкой канав открываются тут и там узкие полосы черной земли с сухими, переломанными стеблями крапивы.

Вернувшись к .местам гнездовий, ранние варакушки ведут себя скрытно. Пролазаешь иногда целый день, зарянку одну-другую заметишь в кустах, синичек — гаичек, лазоревок и больших — теребят что-то в тростниках, а варакушки нет как нет. В сумерках, расстроенный, повернешь к дому, и тут отчетливо услышишь голоса нескольких самцов. Минут десять-пятнадцать непременно попоют птички перед сном, проверяя, наверное, сколько прибыло в их полку. То же, возможно, случится утром. Распевая все азартнее, они дразнят друг друга. Птиц становится больше, разнообразнее их песни. Вскоре они звучат и при свете дня, и, как говорится, всю ночь напролет.

ВАРАКУШКА

Варакушка — родственник всем известного обыкновенного соловья, но собственная песня ее содержит немного колен. Замечательна птичка своим талантом подражания. Недаром в народной речи «варакушить» означает то же самое, что «передразнивать». Легко копирует она щебетание ласточки и короткую трель жаворонка, простые колена зеленушки и коноплянки, скороговоркой повторит живущих рядом камышевок, загалдит негромко, будто стая целая галок, зацификает на собственный лад большой синицей, в точности изобразит молодого щегленка, когда просит он пищу у взрослых, словно издалека откуда-то отстучит перепелкою, «затрюкает» чирком. Всласть потешит себя песенкой пеночки-теньковки, зябликом, как к дождю зарюмит, зяблика бросит, почирикает полевым воробьем или «зачавкает» мимо летящим дроздом-рябинником, невпопад свистнет чечевицею...

Великолепны заимствования птички, но чистые свисты не всегда варакушке удаются, не лучше дело обстоит и с мелодичной округлостью песен веснички, иволги, черноголовой славки. Зато очень украсит песню и слушателя порадует варакушка отличными вставками, взятыми у многочисленных болотных жителей — куликов. Как непоседливый человек не умеет сосредоточить внимание на одном предмете и во всякое дело вносит путаницу, так варакушка, отличаясь темпераментом неуемным, все, что слышит, смешивает в собственном исполнении.

В репертуаре самца варакушки, так же точно, как и у любой другой певчей птицы, песни наполнены разным смыслом. Насыщенная коленами, обычно громко исполняемая песня служит средством дальней связи. Назначение ее — сообщить возможным претендентам на гнездовую территорию и самкам, что участок занят, а хозяин его на месте. Это своего рода визитная карточка самца. Познакомившись с ней, самка или соперник получают предварительное представление не только о музыкальной одаренности певца, но и о его самочувствии, темпераменте, настроении, о том, обзавелся ли он подругой. Сидит солист на сухом, хорошо заметном издали сучке, тростинке, бугорке, с которого можно легко и выгодно показать себя да и держать, очевидно, под наблюдением все, что происходит в окрестностях. Иногда самец совершает «демонстрационный» облет территории и тоже поет при этом.

Иначе поют самцы, когда ссорятся или ухаживают за самочкой. По-другому звучит и песня, исполняемая ими в так называемом «токовом» полете. Что это такое! Обнаружив соперника на расстоянии, самец, хозяин территории, не кидается тотчас ему навстречу, а вначале взлетает, приближаясь к противнику по дуге в нарочито замедленном, планирующем полете, широко распустив крылья и рас