Юный Натуралист 1984-03, страница 10

Юный Натуралист 1984-03, страница 10

крыв хвост, сопровождая свои действия соответствующей песней. Так он предупреждает нарушителя границ о своих серьезных намерениях.

Варакушке присуща более резкая, чем у многих других наших воробьиных птиц, индивидуальная изменчивость. Во всяком случае, различия между птичками легко заметит и неопытный глаз. Затрагивает изменчивость не только песню, но и четко проявляет себя в весенних брачных нарядах самцов, в поведении, выборе пищи. Эти бесчисленные сочетания составляют характер самцов и позволяют наиболее привередливым самочкам выбрать партнера по вкусу.

Гнездо варакушка строит на земле, или, лучше сказать, почти на земле, где-то в переплетениях прошлогодней травы либо в основании кустика. Это довольно крупная, но свитая небрежно и оттого рыхлая постройка из растительного материала. В полной кладке — пять-шесть яиц. Есть упоминания о том, что в насиживании принимает участие и самец. На двенадцатый день появляются птенцы, рацион которых в первые дни жизни состоит из мелких гусениц, тлей, комаров, пауков и других соответствующих нежному возрасту потомства мелких существ, которых родители собирают неподалеку от гнезда. Употребляет варакушка в пищу и некрупных дождевых червей. По мере роста птенцов возрастает и их аппетит. Рацион становится разнообразнее. Окрепшему желудку под силу справиться теперь с любой добычей, которую принесут родители, даже с жесткой стрекозой или кузнечиком. Родители, впрочем, прежде чем скормить добычу, убивают ее и, разбив об ветку жесткие покровы, дают птенцам.

На десятый день одетый в перо птенец не нуждается более в регулярном дополнительном обогреве. Не умея еще летать, выводок покидает гнездо. Гнездящиеся у земли птицы всегда стремятся как можно раньше вывести птенцов из гнезда, чтобы лишний раз не подвергать весь выводок опасности, если его обнаружит лисица, хорек или кошка.

Уверенно летающих молодых варакушек можно видеть иногда в конце мая. Часть взрослых птиц гнездится второй раз. В июне — июле болотные заросли, где весной образовались пары, заполняются подвижными молоденькими птичками. Их наряд темно-пестрый, лишь перья хвоста, как и у взрослых варакушек, темные в вершинах и ржавчато-красные в основаниях. Летне-осеннее меню варакушки разнообразят ягодами.

Закончив гнездовые дела, птички меняют перо. Линька старых птиц протекает бурно, при этом птицы частично теряют способность летать. У молодых линька более спокойна, растянута. Осенний наряд уступает в яркости весеннему. Синий цвет на груди самцов замаскирован блеклыми вершинами свежих перьев, будто обсыпан белой пудрой.

Зимует варакушка в Северной Африке и на

юге Азии. Движение к югу начинает в сентябре. В эту пору можно встретить птичку в самых неожиданных местах. Но варакушки не собираются в стаи перед отлетом в теплые края. Небольшими группами живут они какое-то время на убранных деревенских огородах — в местах, удобных для кормежки. Забавно смотреть, сидя у окна или на крыльце избы, как одна, другая, а за ней и третья выбегают варакушки из зарослей лопуха или конского щавеля на открытый глазу участок земли. То опуская хвост, то вздергивая его. Короткими пробежками — вправо рывок, влево. Не повезло одной и второй букашке. Но вот загремит цепь у собачьей будки, петух, громко хлопая |фыльями, взлетит на забор, стукнет дверь в сарае или сорока застрекочет,— и уже скрылись птички в спасительный бурьян под плетнем. Опытный знаток птиц знает, что у самцов варакушки два различных брачных наряда: «белозвездный» и «краснозвездный», то есть с белым или красноватым пятном на грудке. Первый обычен для птичек, населяющих Западную Европу, но и на Камчатке белозвездная птица отнюдь не редкость. Северной варакушкой (она гнездится в тундрах) называют иногда птицу с красной звездой, но встречаемся мы с ней и на озерах Казахстана. На громадных площадях обе разноокрашенные птички живут бок о бок. Однако вот какое интересное наблюдение можно сделать весной на люберецких или люблинских полях орошения. Здесь, кроме этих двух вариаций, самцы варакушки носят и промежуточный наряд.

Варакушки-самцы с разными типами нарядов в одних участках ареала — это хорошо выраженные географические формы (географические расы или подвиды), в других участках — всего лишь «морфы» (от слова «морфология»), то есть «расы по наряду». Можно предположить, что и скромно окрашенные самочки в скрытой форме несут в себе признаки, определяющие различия в нарядах самцов, передавая их потомству.

Красным и белым цветом звезд в наряде различия между птичками не исчерпываются. Явным этим признакам сопутствует в каждом случае и свой ряд дополнительных различий, вполне реальных, но внешне выраженных слабее. Белозвездный наряд, в частности, всегда беднее, чем краснозвездный.

Много десятков варакушек наблюдал я в природе. Ночью белая мигалка-звезда на грудке поющего самца мерцает как бы в такт движения горла. А вот «краснозвездного» самца ночью совсем не видно. Значит, белая, красная или двухцветная звездочка — отнюдь не пустое украшение на голубой грудке, а живой и подвижный «маркер», которым самец во время пения умело манипулирует. Чем разнообразнее репертуар, тем эффектнее «играет» звездочка, поражая воображение потенциальных подруг и устрашая, напротив, возможных соперников. В связи с этим.