Юный Натуралист 1985-06, страница 39

Юный Натуралист 1985-06, страница 39

38

лями, разбрасывали отравленные приманки. И лишь последний способ не приносил успеха: ведь тилацины ели только животных, убитых ими самими. В конце концов из саванн сумчатые волки были загнаны в леса, но и тогда они еще не считались исчезающим видом.

Вскоре наступил последний акт трагедии. В начале XX века по Тасмании прокатилась эпизоотия какой-то болезни, вероятно, собачьей чумы, занесенной привозными собаками. Тилацины оказались подвержены ей, и через десяток лет их остались считанные единицы. Теперь уже о каждой встрече с этими животными сообщали как о событии. Злой иронией прозвучало в 1919 году решение правительства колонии о том, что отныне герб Тасмании будут поддерживать два тилацина, подобно тому, как герб Великобритании поддерживают лев и единорог. И даже в 1928 году, когда был принят закон об охране фауны Тасмании, тилацин не был включен в число охраняемых видов.

Последние сумчатые волки погибли один от пули 13 мая 1930 года, а другой от старости в 1936 году в частном зоопарке в главном городе Тасмании Хабарте. Звали того волка Бенджамен. Только тогда ученые и общественность забили тревогу. Вспомнили многое: и безжалостное истребление коал в Австралии, когда вывозились миллионы шкурок этих очаровательных животных, и истребление видов, еще неизвестных науке, в том числе — полосатого сумчатого хищника, и другое. Что и говорить, в Австралии и Тасмании люди предпочитали наблюдать редких животных через прорезь прицела...

И вот был объявлен новый закон, устанавливавший штраф за убийство тилацина (ныне он вырос до колоссальных размеров), а в 1966 году на юго-западе острова был организован заказник площадью в 6500 квадратных километров, треть которого позднее преобразована в национальный парк. Все это было очень похвально, но, увы, слишком поздно.

Сообщения о встрече сумчатых волков появлялись все реже. Иногда их следы встречали строители дорог, топографы, охотники, туристы; изредка кому-ни

будь удавалось увидеть в полутьме силуэт полосатого зверя, похожего на собаку. Самая интересная встреча произошла в 1961 году у мыса Санди-Кейп на западном побережье. Два рыболова, Морри-сон и Томпсон, поставили свою палатку, а ночью проснулись от шума: кто-то рылся в корзине с наживкой, оставленной снаружи. Томпсон вылез из палатки и, увидев какое-то животное, запустил в него поленом. Зверь исчез, но наутро рыбаки нашли неподалеку мертвого молодого тилацина. Понимая важность находки, Моррисон и Томпсон положили зверя в палатку, но, вернувшись вечером, не нашли его. То ли животное не было мертво и, очнувшись, ушло, то ли кто-то его украл. В подтверждение своих слов рыболовы представили клок шерсти и немного засохшей крови, собранной с песка,— они действительно принадлежали тилацину.

По-видимому, это была одна из последних встреч. В 1979—1980 годах аспирант Тасманийского университета Стивен Смит пытался обнаружить тилацинов в самых глухих и неприступных уголках леса. Он расставил на звериных тропах автоматические камеры-ловушки, соединенные с лампами-вспышками, и получил огромную коллекцию снимков самых разных животных — тасманийского сумчатого дьявола, диких и домашних кошек. Но сумчатого волка на пленках не оказалось, и было решено, что он окончательно вымер.

Однако это не конец истории. 19 января 1984 года Тасманийский национальный парк и служба охраны животных объявили об «официально подтвержденной» встрече сумчатого волка. Лесничий, знаток тасманийских животных, наблюдал его на севере острова ночью при свете сильного фонаря. Во избежание наплыва любителей сенсаций об этой встрече было сообщено только через много месяцев, и район, где она произошла, взят под особую охрану. Может быть, «полосатой собаке с волчьей головой» все-таки повезло и она сможет уцелеть, как уцелели каланы, сайгаки или новозеландский пастушок такахе!

В ТАНАСИЙЧУК,

кандидат биологических наук

щмжщжяшшшшш^