Юный Натуралист 1985-10, страница 24

Юный Натуралист 1985-10, страница 24

22

это не очень удобно. За длинную зиму одежда может сильно поизноситься. Наиболее отъявленным франтам приходится «переодеваться» два раз в год, меняя весной хотя бы часть перьев.

Пуночки, вьюрки, горихвостки и многие другие воробьиные птицы нашли из этого затруднительного положения оригинальный выход. Они линяют один раз, осенью, но их оперение устроено таким образом, что яркие перышки оказываются сверху прикрыты, замаскированы кончиками более тусклых перьев, создающих птице покровительственную окраску. К весне кончики перышек пообносятся, пообтреплются. Однако оборвышам это явно к лицу. Сквозь образовавшиеся прорехи теперь становятся видны яркие перья «нижней одежды», и птицы приобретают праздничный вид.

Спросите у водолазов, хорошо знакомых с обитателями Японского моря, какая рыба самая занятная,— большинство назовет морскую собачку. Полное ее название — японская мохоголовая собачка.

Б. С. Карелин расскажет вам о поведении этой занятной рыбки.

О ДОВЕРЧИВОЙ МОРСКОЙ СОБАЧКЕ

Пожалуй, японская собачка самая крупная — она достигает почти полуметровой длины. Обликом напоминает всем хорошо знакомого речного налима — то же продолговатое тело, округлое брюшко, но грудные плавники у собачки очень крупные. У нее большая голова, покрытая кожистыми выростами, напоминающими пучки мха,— отсюда и название рыбы. Такие же кожистые пучки украшают и переднюю часть спинного плавника, а на

Рис. Г. Кованова.

нижней челюсти они образуют настоящую бороду! Окраска собачки неяркая — зеленовато-серая с поперечными более темными полосами. Плавает она, извиваясь всем телом, при этом выросты на голове и плавниках колышутся, придавая рыбе своеобразный и забавный вид.

Забавный?! Но как часто даже опытные подводники, впервые попавшие на Японское море, после встречи с морской собачкой потом долго убеждают своих приятелей-дальневосточников в том, что столкнулись под водой с какой-то «хищной, агрессивной рыбой, наверняка муреной». Описывают, как та якобы пыталась на них напасть и как только тренированность и ласты особой конструкции уберегли их от... Дальнейшее уже полностью зависит от воображения «потерпевшего».

А существо-то действительно безобидное для человека. Зубы у японской мохо-головой собачки короткие, челюсти слабые — она и ущипнуть-то как следует не может. Больше того — об нее не уколешься, нет у собачки в плавниках острых шипов. Что рыба эта в самом деле смелая, любознательная и человека не боится — правда. Иногда попадаются такие доверчивые собачки, что позволяют водолазу гладить их и даже брать в руки. Правда, такие встречаются нечасто — характеры-то ведь и у рыб разные. Одна знакомая мне собачка, жившая в старом выброшенном в море сапоге, почему-то очень любила кататься на крыле-стабили-заторе подводной фотокамеры. Стоило подводному фотографу показаться вблизи ее дома, как рыба, видимо, решившая, что камеру под воду берут исключительно для того, чтобы сделать ей, собачке, приятное, немедленно подплывала и устраивалась поудобнее. Покатавшись некоторое время, разглядывая при этом фотографа, она возвращалась обратно в дом-сапог. Однажды у нее, наверное, было плохое настроение, может, я был виноват — нарушил какую-то особенно запретную границу ее владений — во всяком случае, она ущипнула меня, как и положено рассерженной собачке, сзади за икру ноги. Кстати, зубы рыбы не оставили на гладкой, легко повреждаемой поверхности «мокрого» гидрокостюма ни малейшей царапины. Это и не удивительно, так как питаются морские собачки мелкими беспозвоночными: ракообразными, моллюсками, червями.