Юный Натуралист 1985-12, страница 11

Юный Натуралист 1985-12, страница 11

Гуляет река, тешится, то нанося от-мелистые песчаные острова — «осеред-ки», зарастающие веселыми рощицами берез и тальником, будто рыбаки, с бреднем стоящие в половодье по пояс в воде. Внезапно сносит их, превращая в узкий проток «воложку», затон или старицу. Перебесится, утихнет, опадет вода, и все покроется изумрудьем заливных лугов, разноцветьем весенней степи. Позже вступает в спор с поднебесьем голубизна цветов северного хлопка — льна.

По большой воде поднимается в верховье рыба. Шестьдесят девять видов «живого серебра», из которых половина — промысловые — это естественное богатство Волги. Охранять эти ценности обязаны все от мала до велика, от голубых патрулей до рыбинспекторов, научных работников и рыболовов.

Примером такого рачительного отношения служит Средневолжская рыбная инспекция, которой руководит бывший военный летчик Федор Иванович Ахрё-мушкин. Как в свое время в воздухе он не давал спуску врагам, так и на Волге туго приходится от него нарушителям законов об охране природы.

Лоснясь от нагулянного жира, мелькая в волнах черной спинкой, идет астраханская сельдь — знаменитый «залом». Судак, лещ, чехонь, минога, использовавшаяся в средневековье за свою жирность вместо свечей; огромные, кажущиеся неповоротливыми, а в проворстве мало уступающие щуке сомы резвятся в ее водах. Искрясь кольчугой чешуи* идут весной на нерест, заполняя всю поверхность мелководий, крутобокие сазаны.

Уникальные обитатели волжского речного царства — осетровые: громоздкие полуторатонные белуги, верткие севрюги, степенные осетры, стерляди, покрытые костяными бляшками, как древние ратники панцирем.

Словно в море опускается по вечерам огненное светило в ее воды, делая их похожими на расплавленное золото, в котором отражается природа берегов Волги. Будто листаешь живую энциклопедию природы, проплывая по реке от ее истоков к устью.

У Горького река прижимается правым боком к горам, сопровождающим ее до Жигулей. Лиственные леса с большим набором пород, давшие жизнь знаменитой золотисто-расписной хохлом-

МОЯ РОДИНА-

ской посуде, чередуются со светлыми сухими сосняками. Воздух наполнен звоном, жужжанием, зудом насекомых, ползающих, летающих. Эластичная упругость опада из хвойных игл сменяется под ногой лесным разнотравьем, среди которого то там, то здесь, держась поближе к деревьям, показываются цветные панамы грибов.

А по другую сторону с увалов в узкие долины — каньоны сбегает зелень лесов. Протекающие по ним холодные, искрящиеся, образующие на солнце своими брызгами радугу ключи укутаны в заросли кустарников, ягодников.

Неповторима и в то же время характерна природа в среднем течении Волги. Все это и послужило основанием к созданию Жигулевского государственного заповедника.

Но уже здесь чувствуется близость степных районов. Посланцы степей — растения и животные—проникают в леса, сами леса редеют к югу, превращаются в островки, перелески. Космы ковыля, колючие шары перекати-поля, подобно верстовым столбам, отмечают начало степных владений.

Веками в степи господствовало травяное буйство, давая прибежище бесчисленным четвероногим, крылатым... Год за годом отмирали травы, слой за слоем накапливались, перерабатывались живыми организмами, водой, солнцем, ветром, перегнивали, образуя плодородный слой.

И превратилась степь для человека в житницу, дающую лучшие из лучших — твердые сорта пшеницы. Червонным, тяжелым отливом золотятся поля. Даже на взгляд ощущаешь тяжесть поспевающего урожая.

Школьные патрули, «пионерские фонарики», помогают взрослым в уборке урожая. В Кара-Булакском районе Саратовской области тяжелые машины с зерном останавливаются по требованию их жезла. Осторожное постукивание мо-

2 «Юный натуралист» № 12