Костёр 1988-06, страница 38

Костёр 1988-06, страница 38

Ребята! В своих письмах вы часто просите рассказать о джазе. Сегодня мы постараемся частично выполнить вашу просьбу.

• Родиной джаза принято считать Новый Орлеан — крупный портовый город на юге США. Именно там в начале двадцатого века стали образовываться первые джазовые оркестры. Музыкантами были негры. Они почти не знали нотной грамоты и • подбирали мелодии на слух. Репертуар был весьма разнообразным — марши, кадрили, вальсы, народные негритянские мелодии. Музыканты из Нового Орлеана еще не знали, что играют джаз, название для новой му-зыки было придумано значительно позже.

Своими корнями джаз уходит в .африканскую музыку, ведь американские негры — потомки африканских рабов, насильственно переселенных на другой континент. В Америке негры познакомились с европейской музыкальной традицией, научились, играть на инструментах, завезенных из Старого Света (тромбон, кларнет, гитара), научились говорить по-английски. Возникла новая народная музыка — трудовые песни, религиозные гимны (спиричуэлс), баллады и блюзы.

В двадцатые годы джаз начинают играть уже за пределами США. Весь мир охватывает «джазовая лихорадка». Появляются первые джаз-оркестры и в нашей стране.

Активным пропагандистом джазовой музыки был Леонид Осипович Утесов, удостоенный почетного звания «Народный артист СССР».

• Менее, чем за сто лет джаз прошел удивительный путь: от бытовой, а потом развлекательной музыки — до серьезного искусства, без которого уже невозможно представить себе культуру двадцатого века.

Когда говорят о классике джаза, неизменно вспоминают прославленных музыкантов: Луиса Армстронга, Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Бенни Гудмена, Диззи Гиллеспи,

Чарлза Паркера... Их влияние на развитие джаза огромно.

Мы просто не имеем возможности рассказать в журнале о вх:ех джазовых стилях. Поэ-

\ w

J

А

Д

тому наш сегодняшний разго вор посвящен биг-бенд почему, вы поймете, дочитав этот материал до конца.

Биг-бен

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые биг-бенды появились в конце 20-х — начале 30-х годов. Сначала черные и белые музыканты не выступали вместе. Преодолел расовый барьер кларнетист Бенни Гудмен, пригласив в свой оркестр музыкантов-негров. Благодаря «большим оркестрам» круг любителей джаза значительно расширился. И уже не только знатоки стали прислушиваться к мощному и слаженному звучанию биг-бенда. Для того чтобы лучше понять своеобразие этой музыки, следует обратиться к специальным терминам. Вот некоторые из них:

СВИНГ — это особая ритмическая пульсация. Она основана на постоянных отклонениях ритма от опорных долей, создающих ощущение динамичного «раскачивания» звуковой массы. Но есть и другое значение термина свинг. Так стали называть музыку, которую играли биг-бенды. Важнейший ее признак — сочетание сольной импровизации, исполняемой на фоне оркестровых риффов.

РИФФ — короткая двух-че-тырехтактовая мелодическая фраза, легко запоминающаяся, неоднократно повторяемая группой инструментов во время импровизации солиста. Когда во время концерта начинает играть солист, он обязательно встает или выходит вперед.

ХОРУС — так называется

О

часть музыкальной пьесы, равная по продолжительности основной теме, во время которой солист импровизирует. После того как он отыгрывает хорус (или несколько х о р у с о в), публика награждает музыканта аплодисментами. Но биг-бенд

33

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. "ритмичное письмо"
  2. Грамота музыкальная
  3. Игры бемн

Близкие к этой страницы