Пионер 1989-09, страница 27

Пионер 1989-09, страница 27

трясла, чисто человеческая повесть поо нас... Дочитала до конца, и что-то во мне перевернулось... Может, пережив потрясение, мы что-то поймем?.. Мы ведь сами в себе не можем разобраться...» (Лена Жулябина, 'г. "Ижевск).

Среди всех многих писем, которые я получила после публикации повести «Круг», я не нашла ни одного письма от подростков, которое могло бы показаться незрелым, непродуманным или даже беззаботно ироничным. Писали единомышленники. в возрасте от 11 до 18 лет, умные, трезво смотрящие на жизненные сложности, стараясь найти оебя. свою позицию, свое место в настоящем и будущем. Несколько проблем, тревожащих вас, ребята, по-прежнему остаются и моей болью, хотя, скажу честно, не всегда знаю. как помочь вам. 1 >В вашей повести. — пишет Лена Кр£вцов,а из Москвы.— действительность жизни, трудной во всех отношениях... Спасибо, что заглянули в душу подростка! Мы оторваны от взрослых, нам трудно найти общий язык... И на душе такая ярость, что не объяснить». Такую же мысль высказывает Лена О. из Мо-питопопя: «Хоть один взрослый понимает нас по-настоящему! Мы как прочитали с ребятами «Круг», господи! Да про нас же! Родители у нас уважаемые люди, а любим мы не то, что им хочется. И попробуй им наперекор, пойдет скандал от ptoq^o милиции... Смотрят-то они йа нас только с худого боку, а в Душу Подростка залезть им некогда. От этого у нас злость закипает...»

Как же быть? Как преодопеть непонимание между подростками и взрослыми? Обязательно. юнь»е мои друзья, идти навстречу старшим, искать в старших друзей, пытаясь и для них стать друзьями, близкими. Знаю, вы можете встретить усталые глаза, от вас, случится и такое, отмахнутся или не согласятся с вами. Но вы не отступайте, проявпяйте такт и терпение, пытайтесь заинтересовать своими делами, включить в свои заботы и волнения. Поверьте, без домашнего теппа, без опоры в семье, без понимания близких, человеку холодно и неуютно в жизни. Непонимание всегда ведет к одиночеству. < черствости, к неустроенности.

Больше тридцати лет я как журналист и писатель работаю для подростков. Я хорошо представпяю себе, как непросто вам живется. Знаю, что вы страдаете от бессилия. не умея справиться с общей атмосферой жизни. И даже, если очень постараетесь, не по плечу вам остановить механизм огромного колеса, которое вращает вас вместе с собою. Ваши исповеди усиливают мою тревогу, но смогу ли я помочь вам советом?..

••Сейчас все говорят «панки», «рокеры», мол, сидят в подьездах, шляются по подвалам. И вообще, говорят, молодежь распустилась. А в наше-то время...» В ваше время, товарищи взрослые, вы стремились

к чему-то, у вас была цель в жизни. А у нас? Что же не позаботились вы. чтобы и у нас оставались идеалы?! Что же с таким возмущением вопрошаете вы: «Почему у вас все не как у нормальных людей?» А кто эти нормальные люди?..» (О. К., семиклассница из г. Боярка Киевской обл.). «Хоть я давно не пионерка, но «Пионер» читаю. Очень понравилась мне повесть «Круг», там все как есть о жизни и все похоже на мою жизнь!.. А как мы живем? Дома и в школо конфликты, отец не хочет понять, да и разговаривать с ним не о чем, понимает меня мой мальчик, он состоит на учете в милиции. И каждый день одно и то же: вечером будет дискотека, будут кафо и бары, будут драки наших мальчишек с другими районами, будут вино и сигареты — и все...» (Анжелика, г. Новосибирск). «Безрадостно мы живем. Утром под надзором чистишь зубы, потом отсиживаешь уроки. моля, чтобы не спросили. Врывается староста, объявляет о классном часе, тащишься, а дома уже ждет записка от мамы: «Вымой посуду, вынеси ведро, сходи в сад за сестренкой, уберись...» Только зачитаешься, вплывает бабушка: «Ты уроки сделана?» Назло включаю музыку! Приезжает папа из командировки. радуюсь, вместе садимся ужинать. а он: «Покажи дневник! Опять тройки! Что случилось?» Да. ничего не случилось, надоело! Глаза мои не смотрели бы на вас. Ложусь спать и думаю, думаю и постепенно внутри умираю» (Ира М., пятиклассница, Московская оба). «Все, что описано в понести, происходит и со мной. Меня выбрали старостой по принципу «абы кто. лишь бы не я» в мое отсутствие. Друзей у меня нет. Был один, но когда я поделился с ним тем. что на душе, попросил о помощи, получил удар в спину. Дома я тоже не нужен. Мать меня не слышит, у них с отчимом свой рай. Я стал терять веру в Жизнь Стали проявляться сицдромы нервного ренапряжения. и. может, (цото вер кончится. А так хочется житЬ!'.!» "(Валерий Павленко, третьекурсник техникума, г. Харьков).

Я привожу выдержки из рассказов ребят, надеясь, что их прочтут и взрослые. И тоже задумаются. И тоже шагнут навстречу своим детям. Ну. а пока этого не случилось, прошу вас, юные мои друзья, помните. что и в себе всякий чеповек таит огромный, неисчерпаемый мир, и многое можно и нужно искать внутри себя, заставляя душу и мозг неустанно трудиться, развивая свои возможности, чтобы стать личностью. Личности не страшно то, что кому-то не по силам. Личность не участвует в процессе, если он ее не устраивает. И если не в состоянии противостоять, то хотя бы сохраняет независимость!

Что же, что у кого-то нет идеалов. а я ищу! Пусть другие идут стенка на стенку, курят, пьют и таскаются по подвалам, а я не хочу! И не буду! У меня свои интересы, свое пюбимое дело, свои планы.

25

Скверно, когда не понимают родители. предают друзья. Но я сам стану для родителей опорой, для сверстников незаменимым другом, прео-допею монотонность жизни, ложь и неверие, потому что я — личность! Вот такая позиция мой совет вам...

И още об одном, что тоже кажется мне очень важным. В нескольких письмах ребята пытапи меня, кого из героев повести я считаю положительным, а кого отрицательным. •'OJflWeBTop повести, пишет Т. П. ^з'Швошбирска. — считает Дубинину й "Прибаукина положительными героями, то я в этом сомневаюсь. Я читала конец и чуть не ревела: ну зачем этим «положительным героям» надо было так жестоко поступить с Киссицкой?..» «Оля Киссиц-кая была в повести не очень положительным героем, но все мм мне щз жалко...» (Аня Андреева, г. 'Kp^ot&f ярск) «Чем-то я похожа Холод? ву — Сократа, вы считаетеее поло-жительным героем?..» (К. Д.. г. Москва).

Такие вопросы настораживают меня, ребята, и вот почему. Очень долго мы делили мир на черное и белое, не стараясь признать, что есть и полутона. Люди для нас делились на героев и негероев, на врагов и неврагов, на положительных и отрицательных. А в жизни все гораздо сложнее, многообразнее и интереснее. если научиться анализировать, смотреть и видеть В каждом человеке мною всего намешано и хорошего, и дурного. И к жизни в общении можно вызвать и то и другое. В атмосфере дружелюбия, добросердечия, порядочности, интеллектуального, интеллигентного общения и не очень хороший человек становиться лучше. А в ситуации жестокости, травли, равнодушия и грубости и самый прекрасный человек может открыться не с лучшей стороны. Вы, наверное, это заметили. И, я надеюсь, учтете в своем дальнейшем образе жизни.

Личность, человек достойный, интеллигентный всегда создает вокруг себя особую атмосферу, где многое просто не позволишь, а будешь тянуться. стремиться к достоинству... Пожалуй, ничего нет ценнее свежести, искренности и правдивости атмосферы, в которой ты живешь. Однажды поняв это, мне кажется, человек всегда будет создавать и оберегать такую атмосферу. Очень многое зависит от нас самих, поверьте на слово!..

Я желаю вам всем добра и радости!

Я благодарю вас всех за теплые слова и доверие. Я тревожусь за вас и хочу вас видеть только счастливыми.

Мне жаль расставаться с вами, и поэтому всем, кто, как Наташа Шинкаренко из Ворошиловградской области, спросил: «Гдо можно прочитать повесть полностью?» — отвечаю: книга выйдет в издательстве «Детская литература» в 1990 году. А я пишу для вас уже новую книгу. Так что. до новых встреч!..