Техника - молодёжи 1940-07, страница 31

Техника - молодёжи 1940-07, страница 31

I отборная сила: здесь были и верные дружинники Александра, сохранявшие славные традиции и навыки | «русского боя», и новгородские j вольные молодцы, смелые и отваж-1 ные. Всеми ими руководила любовь к родине, готовность жертвовать I жизныо, отстаивая родную землю, j По пути отряд Александра пополнился ладожскими добровольцами. | 15 (по новому стилю 21-го) июля j русский отряд приблизился к лагерю Бйргера на берегу реки Невы. Около этого лагеря тянулись густые j леса, которые позволили русским ■ незаметно подойти к врагу. [ По летописи, это было «в 6 час дне», т. е. около 11 часов утра по | нашему времени. Шведы не ожидали нападения. Возможность сколь-I ко-нибудь организованного действия русских казалась им исключенной, j Шведские воины разбрелись по ; лагерю. В центре его горделиво ! возвышался большой златоверхии шатер Бйргера. На реке стояли корабли, с которых на берег были спущены деревянные сходни. ' В одиннадцатом часу утра русский отряд напал на шведский лагерь. «И бысть сеча велика над Римляны» (шведами. — А. К.), говорит летописец. Шведское войско было захвачено врасплох. Воины Але-1 ксандра рубили врагов мечами и топорами. Подвергшиеся внезапному нападению рыцари метались по лагерю, часть их старалась пробиться к j кораблям, другие пытались органи-| зовать отпор.

[• Все же численный перевес оста-j вался на стороне врага. Но тут Але-j, ксандру помогли удаль и отвага русских воинов и его талант полководца. Русские витязи проявили исключительную храбрость в сочетании со | сметкой, с сознательным стремлением нанести врагу как можно боль-j ший удар, чтобы ослабить его со-i противляемость. Герои были и среди I дружинников и среди доброволь-! цев — новгородцев и ладожан. Об I этих героях рассказывает современ-ник тех дней — автор «Сказания» — j со слов самого Александра Ярославовича, а также по описанию других участников исторической битвы на реке Неве.

Русь, вырастившая немало отважных сынов, всегда любила своих героев и .'стремилась передать потомству память об их подвигах. И наш летописец бережно занес на бумагу полученные им сведения. Описывая эти подвиги, древний автор, как и рассказчики-очевидцы, в числе героев называет не только именитых j дружинников, но и многих простых | людей, у которых не было даже от-I чества.

Прежде всего летописец повест-j вует о некоем Гавриле Олексиче. Это был, очевидно, дружинник, так как он бился верхом на лошади.

Таврило Олексич сделал смелую попытку отрезать врага от реки, на которой стояли шведские суда. Рубя врагов, он пробился к «шнеке» — большой лодке. Здесь русский витязь увидел шведского принца, который с сопровождавшими его рыцарями успел взбежать на корабль. Недолго думая, Таврило Олексич на лошади бросился по сходням на корабль. Перепуганные рыцари успели столкнуть сходни в воду, и вместе с ними полетел в невские воды храбрый всадник. Но это приключение не охладило' воинственного пыла Гаврилы Олексича. Выбравшись с лошадью из воды на берег, он снова ринулся в толпы врагов, стремясь в первую очередь бить знатных рыцарей. Посреди лагеря состоялся поединок Гаврилы Олексича с одним из виднейших' шведских военачальников, закончившийся гибелью рыцаря. Можно представить себе, какой ужас вызвал в рядах врагов славный русский богатырь Таврило Олексич.

С необычайной храбростью бились и другие русские герои. Так же как и Таврило Олексич, к кораблям •стремился пробиться отряд новгородца-добровольца, по имени Миша. Уже само скромное имя Миша, без отчеств^, говорит о том, что то был человек простой, незнатный. Миша с товарищами, такими же простыми пешими воинами, как и он сам, добрался до реки. Один за другим громил отряд Миши' корабли врага. Добровольцы уничтожили'три шведских судна. Орудуя в тылу врага, этот отряд вызвал там сильную па

нику и тем способствовал поражению противника.

Современники восхищались подвигом еще одного новгородца-ополченца. Это был тоже простой и незаметный человек, «из молодых некто именем Сава», как характеризует его летописец. Этот новгородец наметил оригинальный план, для того чтобы содействовать общему успеху своих соотечественников. Сава решил пробраться в центр вражеского лагеря, к златоверхому шатру, который был виден со всех сторон, и подрубить его. Молодой витязь рассчитывал, что падение шатра усилит панику во вражеском лагере: шведы сочтут, что их главные руководители убиты или взяты в плен.

Осуществление этого плана требовало беспримерного героизма, и силы. Но задача оказалась по плечу русскому богатырю. Сава сумел дробиться сквозь вражеские ряды в самое сердце лагеря и подрубить шатер. Падение его, как и рассчитывал герой, усилило смятение во вражеском войске и еще больше подняло воинственное настроение у витязей Александра.

А вот еще герой — Сбыслав Яку-нович. Этот сражался с врагами, действуя только топором. «Сий же, наехав многажды, бияшется единем топором, не имея страху в сердци, неколко от рукы его паде, и по-дивишася силе его и храбрости», говорит летописец.

Отдельным русским воинам часто приходилось бороться против целых отрядов превосходившего их числен-

Я Я