Техника - молодёжи 1941-04, страница 43

Техника - молодёжи 1941-04, страница 43

/лужесшв* и заксмка

С. ВИКТОРОВ

Он настигает новую цель, расстреливая ее в самые уязвимые 'Места и в то же время стараясь уклониться от огня противника.

Во время резких поворотов и машина и летчик испытывают огромную физическую нагрузку. Под действием центробежной силы вес летчика как бы удваивается, утраивается }и ^даже удесятеряется. Нормальное кровообращение нарушается: кровь то 'отливает к ногам, то бросается в голову. А летчик во всех положениях должен сохранять способность ориентироваться, умело управлять машиной 'и вести меткий огонь.

Вот почему воздушная эквилибристика — разнообразные фигуры высшего пилотажа — входит в программу обучения современного летчика. Но безукоризненное выполнение этих красивых номеров под куполом неба требует от пилота, помимо прочих данных, специальной физической тренировки.

Эту специальную тренировку бу

Упражнения на батуде особенно ценны для подготовки парашютистов.

дущий летчик и получает на батуде. Оттолкнувшись от сетки, он взлетает на 'несколько метров и де-,лает в воздухе сальто. Совершив «мертвую петлю» без самолета, гимнаст «приземляется», как кошка, на ноги. Это головокружительное в буквальном смысле слова упражнение приучает летчика не терять самообладания и чувства равновесия при любом положении его тела. Большую ценность оно имеет и для подготовки парашютистов. Умение владеть телом в воздухе особенно нужно при затяжном прыжке.

От батуда пилот переходит к лопингу. Это тоже цирковой снаряд: он похож на смесь турника и качелей. Качели «жесткие», то есть роль веревок у них выполняют тонкие металлические брусья. Они вращаются вокруг турника, с которым связаны шариковыми подшипниками. Нижняя .часть качелей представляет собой обыкновенную трапецию или особую корзину, сплетенную из металлических труб.

Забравшись в эту корзину, гимнаст энергично раскачивается. Раз-махи все увеличиваются; вот наконец качели заняли крайнее верхнее положение, а гимнаст повис вниз головой. В следующий миг качели переваливают мертвую точку, и гимнаст начинает описывать круги в воздухе. Чтобы тренирующийся не вылетел из качелей, его ноги и руки закреплены кожаными ремнями и специальными застежками. Гим-

Тот, кто бывал в цирке, знает номер иод названием «упражнения на батуде». Батуд'представляет со-1бой длинную горизонтальную сетку, растянутую резиновыми жгутами. Все вместе отдаленно напоминает гигантскую рогатку, а роль камешка, выстреливаемого из нее, играет кувыркающийся в воздухе артист.

Подобное же сооружение можно увидеть на краснознаменном 'военном факультете имени В. И. Ленина Государственного центрального института физической культуры. Здесь воздушно-акробатические номера на батуде исполняют I слушатели фа-

Забравшись на качели, пилот начинает описывать круги в воздухе. Он испытывает такие же ощущения, какие бывают при выводе самолета из пике.

культета. Эти упражнения входят в систему физической тренировки летчика.

Современный воздушный бой отличается скоротечностью и быстротой маневрирования. С огромными скоростями мчатся 'машины навстречу друг другу. Выпустив в противника сноп пулеметного огня, истребитель резко сворачивает в сторону или круто взмывает вверх.

41