Техника - молодёжи 1941-06, страница 38

Техника - молодёжи 1941-06, страница 38

Океанские подводные лодки сохраняют все изложенные принципы движительной системы. Но они нуждаются в очень мощных дизелях и электромоторах. А это, в свою очередь, также ведет к значительному увеличению запасов топлива.

Где же разместить это огромное количество топливного груза? Бели в подводной лодке ближнего действия этому вопросу уделяется не так много внимания, то для подводного крейсера он является решающим.

Обычно в лодке имеются внутренние цистерны, расположенные в прочном корпусе. Здесь и хранятся запасы топлива — соляра. Но для подводного крейсера этого недостаточно. Поэтому для хранения топлива у него используются дополнительные цистерны в междубортном пространстве, между прочным и легким корпусами. Кроме того, для дополнительной загрузки топливом используются еще некоторые из цистерн, которых немало на любом подводном корабле. Это так называемые цистерны главного балласта, диферентные, быстрого погружения и др.

Стремясь избавиться от громоздкой и тяжелой сдвоенной движительной установки, изобретательская мысль работает над созданием единого двигателя, способного работать как над водой, так и под водой. В книге французских авторов Лебефа и Стро «Подводные лодки» приводятся данные о том, что существует уже около шестидесяти патентов на такого рода двигатели. Но практически в подводном судостроении двигатели такого типа широкого распространения еще не получили. В справоч

нике Шведе «Военные флоты», изданном в 1940 году, указывается, правда, что часть подводных лодок, строившихся Германией в последние годы, возможно будет иметь единые двигатели, работающие в надводном положении, как обычные дизели, на соляре, а под водой—на смеси газов кислорода и водорода. Известно,. что эта смесь, носящая название «гремучий газ», обладает большой взрывчатой силой и выделяет при реакции огромное количество энергии. В результате реакции образуется вода. Следовательно, продукты сгорания у такого единого двигателя не демаскируют лодку. Запасы газов могут храниться под большим давлением раздельно в особых стальных баллонах, а их пополнение может производиться в море путем разложения воды на водород и кислород электрическим током. В этом случае двигатели, работая на обычном; жидком топливе, будут вращать динамомашины, являющиеся источником тока.

Естественно, что применение единого двигателя на подводных лодках дальнего действия могло бы иметь огромное значение. Лодка освободилась бы от сдвоенной установки, а это, в свою очередь, позволило бы использовать освободившуюся емкость для необходимых припасов и вооружения. Насколько достоинства и недостатки единого двигателя проверены на практике, сказать еще трудно, так как сведений об этом пока нет. Но, оценивая перспективы ближайшего будущего подводной войны и в частности на дальних коммуникациях, не следует забывать о возможности такого технического нововведения.

Как же выглядел подводный крейсер конца первой империалистической войны и как он выглядит теперь?

В начале 1918 года в Атлантичё--. ском океане, на путях из Америки в Европу и Африку, проходящих между Азорскими островами и островом Мадера, оперировал германский подводный крейсер V-155. Водоизмещение его в надводном положении равнялось 1500 тоннам, а длина достигала почти 100 метров. Другими словами, если поставить такой корабль вертикально на корму, то нос его поднимется до уровня двадцатиэтажного дома. Диаметр лодки в самой широкой части был равен почти 8 метрам. Это в полтора раза больше, чем диаметр тоннеля московского метрополитена.

Подводный крейсер V-155' был вооружен двумя торпедными аппаратами. Отправляясь в дальнее плавание, он захватывал с собой восемнадцать торпед. Чтобы пред- 1 ставить мощность этого вооруже- | ния, достаточно вспомнить, что од- I на торпеда с зарядом около 300— 400 килограммов взрывчатых ве- j ществ может разворотить в стальном корпусе линкора пробоину площадью в 25—30 квадратных метров. Такую пробоину в войну 1914—1918 годов получил, напри-. мер, германский линейный крейсер «Мольтке» от" торпеды, пущенной с английской подводной лодки.

Кроме торпедных аппаратов, на V-155 были установлены две 150-миллиметровые пушки, предназначенные для уничтожения торговых пароходов.

Два дизеля мощностью по 3 тысячи лошадиных сил каждый давали возможность крейсеру итти надводным ходом со скоростью 17,5 мили в час, а в подводном положении два электромотора по 1300 лошадиных сил сообщали ему скорость! в 8,6 мили в час.

Запас топлива и другого снабжения позволял лодкам типа V-155 пробыть в автономном плавании 130—140 суток. Таким образом, дальность их действия была рас-; считана на 13 тысяч миль. Действительно, в прошлую мировую войну V-155 вышел в Атлантику. 24 мая и возвратился только 4 сентября. Следовательно, крейсерское плава-,ние продолжалось 105 дней, за которые было пройдено свыше 10 тысяч миль.

В течение этой операции V-155, действовавший у островов Зелено-: го Мыса и западного берега Африки, потопил девятнадцать пароходов. Такой сравнительно небольшой результат объясняется главным образом тем, что германская лодка не располагала надлежащей разведкой, которая бы направляла ее на неприятельские корабли. Соб

36