Техника - молодёжи 1946-05-06, страница 32

Техника - молодёжи 1946-05-06, страница 32

Вабим ОХОТНИКОВ

Ртсунни В„ ВЫСОйкОГО

НАРЯДЫ

Научно-фантастический рассказ

Каждый удар, равномерно отбивавший секунды, подчеркнуто гулко разносился под опустевшими сводами старинного институтского здания. Раньше этот привычный стук никому не казался таким звонким и громким. Он терялся в говорливом шуме студентов. И только в поздние часы полумрака он, отражаясь многократно от высоких сводов бесконечных коридоров, дополнял ту неуловимую торжественность, которой была наполнена вечерняя тишина старинного храма науки Теперь же тикающие стенные часы, расположенные почти во всех комнатах Ленинградского политехнического института, вечером, ночью, утром и днем были единственным напоминанием о жизни. Всюду лежала пыльная тень недавней и спешной эвакуации.

Но в одной из комнат старинного здания часы не могли властвовать безраздельно. Она не была пуста, как остальные. Ее попрежнему наполняли сложные физические приборы, разукрашенные блеском никеля и черным муаром.

В комнате находился человек.

Лучи заходящего солнца красным пятном немного задевали светлые волосы девушки. Однако Зоя (так звали эту девушку), дочь профессора Леонтьева, старалась спрятаться- в тень, наклоняясь над низким лабораторным столом. Она вся ушла в строгую» напряженность наблюдения. На флюоресцирующем круглом экране прибора, находившемся перед ней, мерцали синие бегущие, волны, все время менявшие свои причудливые формы. Девушка работала с катодным осциллографом — чудесным, живым воплощением высокой поэзии современной электронной техники.

Можно ли любоваться фантастической игрой- синего узора, волнующегося на дымчатом белом экране, не интересуясь удивительной тайной процессов, протекающих в этом- приборе? В нем работает буря; мельчайших электрических зарядов — электронов, с которым связана одна из самых величественных загадок мироздания.

Они вырваны высоким потенциалом из раскаленной металлической нити и мчатся в пустоте стеклянной колбы в виде узкого луча, бомбардируя флюоресцирующий матовый экран. Именно этот электронный луч, способный быстро следовать за малейшими изменениями электрического поля, передвигаясь, рисует на светящемся от его прикосновения экране синие штрихи, подобно карандашу художника. Катодный осциллограф— это сказочные очки физика. Через них он смог увидеть самые сложные, самые быстрые электрические процессы, невидимые, неощутимые и ранее известные только математически, умозрительно.

Девушка внимательно следила за круглым экраном,, прислушиваясь к стуку часов и отмечая; карандашом в тетради через равные промежутки времени короткие цифры. Ее молодое, энергичное лицо выглядело усталым.

Неожиданно внимание девушки резко

обострилось. Она замерла на месте с поднятым карандашом в руке, пристально вглядываясь в прибор.

Непонятное и странное изображение начало появляться на круглом экране... Оно росло, постепенно заполняя собой все видимое пространство.., А вслед за этим снаружи донесся высокий улюлюкающий свист, проникший в лабораторную комнату через заклеенные на крест бумагой большие окна.

Девушка озабоченно поднялась со своего места. При этом, однако, ока ни на секунду не спускала с прибора тревожного взгляда. Она видела, как исчезает странный рисунок, а вместе с ним удаляется ц высокий пронзительный звук.

Долго еще прислушивалась Зоя. Она внимательно наблюдала за экраном, стараясь разобраться в случившемся. Но все было напрасно. Осциллограф работал попрежнему. Непонятное, встревожившее ее явление исчезло -вместе со звуком и уже больше не повторялось...

Взволнованная девушка посмотрела на часы, чтобы заметить время, и принялась подробно записывать свои наблюдения в обыкновенную ученическую тетрадь, лежавшую перед ней на столе.

Когда осенние серые сумерки завладели огромным институтским парком в тучи черных галок с шумом заканчивали свой обыденный спор перед тем, как устроиться на ночь, к профессорскому корпусу, расположенному почти в центре парка, медленно подошел высокий красноармеец в ноши шинели. Он ши-мательно осмотрелся, прежде чем войти в парадный подъезд. Кругом было I пусто. Да и само здание казалось совершенно безлюдным. Галки проводили входившего в дверь красноармейца громким хлопаньем крыльев и шумом гортанного хора.

Перед дверной дощечкой, слабо освещенной синей лампочкой, красноармеец остановился; в нерешительности. «Профессор Леонтьев Петр Никанорович^> — было выгравировано на ней. От нажатия кнопки глухо, где-то вдали, задребезжал электрический звонок. Но тишина лестничной клетки не нарушалась больше ничем. Никто не собирался открывать обшитую черной клеенкой большую массивную дверь.

Красноармеец постоял некоторое время в раздумье и медленно направился к выходу из парка.

У одной из входных дверей в главный корпус института кипела напряженная работа. Из урчащих и медленно

30