Техника - молодёжи 1946-07, страница 20Профессор доктор физико-математических наук /". Я- с пинан Сказки или быль сообщает Фламмарион? Известный французский ученый н популяризатор Фламмарион в своей книге «Атмосфера», написанной около 50 лет назад, описывает многочисленные случаи «фотографирования» окружающих предметов, производимых молнией, В марте 1867 года, как передает Фламмарион. газеты сообщили о факте, случившемся в Англии. Во время грозы трое детей искали защиты под деревом. Молния ударила в дерево и описала вокруг него ряд кругов. Дети были or л у шены, затем пришли в себя. У одного из них т теле оказалось изображение дерева» под которым они укрывались. Изображение было исполнено настолько точно, что можно было легко различить листья» кору -ветвей. Другой случай имел место 27 июня I860 года в Бердгейме, в районе Верхнего Рейна Молния ударила в липу, под которой находились двое прохожих. Они были найдены без сознания. Когда люди пришли в себя, у обоих на спине и на ногах были обнаружены отпечатки листьев липы. «Ни один художник не мог бы сделать этого лучше!» пишет Фламмарион. 24* случая фотографий, сделанных молнией, описал другой французский ученый, Поэй. У ребенка, убитого молнией, когда он пытался достать птицу из гнезда, было обнаружено на груди изображение гнезда и птицы. Особенно поразителен случай, когда отображаются предметы, находящиеся на известном расстоянии1 от тела человека. Моряк, убитый молнией вблизи Ионийских островов, был найден с черным изображением номера, висевшего на снасти корабля. Любопытны также обстоятельства гибели капитана Лак-руа в Шалонскоу лагере, »во Франции. Это случилось 7 мая 1869 года. Вечером разразилась гроза необычайной силы, Утром капитан был обнаружен в своей палатке мертвым. Он лежал лицом к небу. На земле, там, где стояли его ноги, были следы, ясно указывающие на то, что капитан стоял лицом к двери палатки, а затем упал навзничь. Полотняная дверь палатки была затянута металлической пряжкой. На лбу убитого молнией была рана, повторяющая очертания этой пряжки. Между пряжкой и лбом капитана расстояние было не менее нескольких десятков сантиметров. Через это расстояние и было перенесено изображение пряжки. По замеченным следам молния, повидимому, прошла следующий путь: по железному шару наверху палатки, по мокрому полотну, где осталась борозда, через пряжку на дверях, через воздушный промежуток к телу капитана, по его часам и портмоне. Крышка часов капитана была проплавлена. Часы остановились на 7 часах 53 минутах, отметив* таким образом момент трагической гибели капитана Лакруа. Отображение предметов молнией Фламмарион называет кераунографией (керауниус — молния, графо — пишу). Кераунографня представляется Фламмариону явлением »агадочным, одним из капризов молнии. У молнии столько причуд и капризов, что Фламмарион не в силах их объяснить. Порою ему кажется, что молния ведет себя как существо, занимающее середину между растениями, с их бессознательной силой, и животными, действующими разумно. Факты или легенды сообщает Фламмарион? Может ли молния отображать окружающие предметы? За время, прошедшее со дня выхода книги Фламмарио-на в свет, наука о прохождении электричества через газы сделала громадные успехи. Разгаданы многие секреты причуд и капризов молнии. Но в современной литературе о молнии явление кераунографии не упоминается Повидимому, в настоящее время явление это считается мало достоверным, И мы, читая у Фла-ммариона об этих явлениях, тоже долго не придавали рассказам о фотографиях, сделанных молнией, серьезного значения, пока как-то не наткнулись в лаборатории на одно необыкновенное явление. Иероглифы искр Но сначала расскажем о невидимых иероглифах, которые оставляют на поверхности непроводника электрические разряды. Перед вами схема старого опыта Лихтенберга. Между двумя металлическими электродами зажимается не 18 проводящая, диэлектрическая пластинка. Один из электродов представляет собой острие, а другой — алое к нй Оба исгоч ни-ка приключаются к источнику ударного высокого наиря жения. Разряд от острия распространяется по поверхности диэлектрика. При наблюдении разряда в темноте видно, как по радиальным путям по поверхности бегут светящиеся ни ти, исчезающие затем на некотором расстоянии. После разряда на непроводнике остаются невидимые следы Их расположение можно обнаружить, если непроводник посыпать непроводящим порошком, например серы или сурика. Порошинки соберутся по причудливым радиальным путям, напоминающим трещины в стекле, пробитом пулей. Порошинки притягиваются поверхностными зарядами, остающимися на путях прохождения электричества. Еще в конце прошлого столетия было показано, что разрядные <пути могут быть зафиксированы и на фотоэмульсии. Для этого нужно поместить фотопленку между острием и диэлектриком. Фиксация соответствующих путей происходит во время прохождения разряда по поверхности фотопленки. В зависимости от знака острия отрицательные заряды уходят или проходят к острию. Такими отрицательными зарядами, обладающими большой подвижностью, являются атомы электричества —■ электроны. Двигаясь в слое воздуха, прилегающем к фотопленке, быстрые электроны вызывают его свечение. Электроны также попадают и внутрь пленки. Все это воздействует на бромистое серебро пленки, ^ после ее проявления мы можем наблюдать разрядные пути во всем их великолепии. Фигуры Лихтенберга имеют своеобразную форму к размеры. При положительной полярности острия они представляются узкими лучами с боковыми ответвлениями. При обрат-ной полярности фигура Лихтенберга заметно короче. Лучи начинаются из центра и быстро переходят в широкие полосы, напоминающие веер» Фигуры Лихтенберга чувствительны не только к полярности разряда, но зависят от того, какова величина и как быстро нарастает ударное напряжение. Таким образом, фигуры Лихтенберга—это иероглифы, которыми электрический разряд пишет свою автобиографию. Они многое могут рассказывать тому, кто умеет их читать. Поэтому в последние годы разрядники для получения фигур Лихтенберга стали применяться для изучения тех перенапряжений, которые возникают в линиях, электропередач при ударах молнии. Это уже технические приборы, получившие название клидонографов. Почему мы заинтересовались кераунографией Совместно со студентом-дипломником физического факультета Московского университета Ю. Г. Кардаш мы занимались изучением лихтенберговских фигур, соответствующих некоторым переходным формам электрических разрядов Мы пользовались источниками высокого напряжения до 100 тысяч вольт. Напряжение ударным образом, импульсно, могло подаваться на наши разрядники Было получено много сотен снимков, чтобы проследить за отдельными переходами. По непонятной вначале причине нш одной из пленок, на фоне разрядной фигуры, оказалась, заметной сетка правильной формы. Мы ^ Получение фигур Лихтенберга повторяли опыты с другими разрядниками, меняли пленку. Сетка попрежнему возникала в виде правильного отпечатка. Были получены также снимки разрядных фигур, ш которых сетка поя вл ял ась на др у гом конце пленки, вдали от электрода — острия, независимо от разрядной фигуры. Встал вопрос: откуда ©озникает столь четкое изображение сетки, где находится эта сетка? Стали работать с ПЛЕНКА ч ЭЛЕКТРОД-ОСТРИЕ / с:.' л & • а Л.a Z з (ОСЗР 0ЖЛ2а 0m 7 эпеитрод- ППАСТИНКА
|