Техника - молодёжи 1949-06, страница 26Владелец завода достал из ящика письменного стола старый альбом с фотоснимками ил показывая их Крэнку, сказал: «Мой дед выбирал мастеров по внешним признакам Иногда Крэнк думал: «Вот сейчас, как •в сказке, все внезапно остановится, замрет. Заснут непробудным сном люди, и пауки, загнанные под потолки, тотчас заткут паутиной проходы между станками». Но монотонно жужжали и жужжали моторы, нестерпимо взвизгивал металл, когда в него врезались твердые сплавы, и руки рабочих мелькали в мрачном, темном цехе маленькими серыми птицами. Бэрнс появлялся то там, то здесь, бесшумный, как привидение. Наружг ность Бэрнса совсем не соответствовала образу, созданному воображением Ирвинга по «анкетному скелету» мастера. Вместо человека с тяжелой челюстью бульдога и низко нависшими надбровными дугами черепа он увидел бледное холеное лицо и вялый рот католического патера с глазами, прятавшимися за причудливо ограненными стеклами очков. Примерно только полчаса в день он тратил на наладку оборудования, столько же времени уделял обучению новых рабочих. Мкиут пятьдесят осматривал готовую продукцию, полтора часа наблюдал за работой. На ходу беседовал с рабочими, обращавшимися со сьоими заявлениями, просьбами, претензиями. Остальное время Бэрнс сидел в своей стеклянной кабинке, возился с какими-то бумагами, разговаривал по телефону. Казалось, у него были какие-то высшие, не понятные для простых смертных обязанности, и свою скучную дневную работу он делал с подчеркнутой небрежностью. Когда понадобилось оградить опасное место, мастер приказал ® дверях повесить веревку с узлами, чтобы она задевала лицо входящего и тем самым напоминала ему о <грозящей смерти. Когда работницы пожаловались на сильное утомление зрения в недостаточно освещенном цехе, Бэрнс окрасил в яркие цвета некоторые детали, и от действовали на глаза, словно удар кнута на усталое животное. Зато, возвращаясь домой, рабочие видели уже совсем плохо. Каждый день Бэрнс «надолго уходил к высшей администрации завода. Но где бы ни находился мастер, незримые нити тянулись от него ло всему цеху. Люди ра'отали и держались так, как будто недобрый внимательный глаз не отступно разглядывал их сквозь огромное увеличительное стекло. Бэрнс «всегда говорил очень тихо, спокойно, даже ласково. Но пожилой рабочий, к которому мастер почему-то обращался чаще, чем .к другим, начи. нал дрожать, лишь только Бэрнс останавливался у его станка. Крэнк видел, как мертвенно бледнеют щеки, лоб и лысина рабочего, как в судороге бьется правое нижнее веко. Однажды вечером хозяин завода при-нял Крэнка в своем кабинете; и журналист, между прочим, спросил его, почему рабочие так боятся Бэрнса, который никому не делает ничего плохого. Владелец завода засмеялся. Он достал из ящика письменного стола старый альбом -с фотоснимками. — Мой дед выбирал мастеров по внешним признакам: они должны были обладать мускулами боксера и хваткой бульдога. Вот мастер, работавший на нашем заводе почти сто лет назад. Легенда утверждает, что он перекусывал зубами пятимиллиметровую железную проволоку. Все остальные мастера того времени—красавцы, под стать первому. Очевидно, дед кое-что понимал в людях, так как мастера работали у него десятки лет, -и дело процветало. Но времена меняются. Этот альбом показывает эволюцию американского мастера на протяжении ста лет. Говорили, что с мастерами моего деда небезопасно было встретиться где-либо в темном переулке. Наших теперешних мастеров по внешнему виду вы можете принять за артистов, -врачей, учителей. Сделались ли они безопаснее? Смотря для кого. Кстати, мастера прошлого были в настоящем смысле слова мастерами своего дела. Этого нельзя сказать про нынешних. Они не интересуются техникой, нет среди них изобретателей. Да это, собственно, и не нужно ни нам, та самим мастерам. Мастер сейчас — один из надежнейших наших рычагов в управлении рабочими. Он должен следить за порядком гае только в цехах, но и в самих душах рабочих. Бэрнс в этом отношении замечательная фигура. Он, например, придумал тринадцать методов изучения настроений рабочих. Вот смотрите, эти методы сведены в удобную таблицу и напечатаны в журнале «Modern Industry» в прошлом году, в февральском номере. Слева — название метода, посередине — изложение его сущности, а справа— оценка. Сначала идут интервью и разные анкеты. Потом разведка при помощи собственного персонала — мастеров, контролеров и т. д. Дальше специальный шпионаж, организованный частными детективными агентствами — Пинкертона, «Нэйшенл Корлорэйшен сервис» и других. Их у нас — вы знаете—несколько тысяч, и кормятся они главным образом из нашей посуды. Бэрнс произвел глубокий анализ всех методов получения информации о настроениях рабочих. Он невысоко ценит интервью и анкеты: дешево, но результаты сомнительны. Гораздо лучше пользоваться услугами посредников, призванных улаживать конфликты между нами и рабочими. Но здесь Бэрнс правильно заметил, что рабочие в большинстве случаев не доверяют этим посредникам и боятся их. Очень интересно примечание Бэрнса: «Эта информация обходится весьма дорого». Заводчик громко засмеялся, откинувшись на спинку кресла. — Верное замечание — посредники ценят свои услуги ужасно дорого. А вот о профессиональных сыщиках на заводах: «Ловкие, честные детективы могут добывать прекрасную информацию и помогать устранению беспорядков раньше, чем они вспыхнут». Попросту говоря, источник «беспорядков» — группа рабочих, недовольных положением на заводе, — исчезает неведомо куда. Владелец завода понизил голос: — Сам Аль-Капоне, чуть не севший на электрический стул и не один год проведший в одиночке на острове Аль-катрац, считал Бэрнса образцовым мастером. Это о нем Аль-Капоне говорил в журнале «Либерти», когда писал об охране рабочих от «красной опасности»... Теперь представьте себе всю пирамиду. На сахмом верху «генеральный штаб» яз двенадцати мощнейших корпораций: «Дженерал моторе», «Дженерал электрик», «Стандарт ойл» и т. д. Они диктуют заправилам Национальной ассоциации промышленников. Мы, составная часть ассоциации, образуем еще более низкий слой. Ниже нас — Ку-Клукс-Клан и всякие полулегальные и совсем нелегальные организации. Самый низший слой — мастера. Они непосред 24
|