Техника - молодёжи 1955-08, страница 35ные таким образом вещества проходят через электромагнитные уловители. Железные частички, которые могли случайно попасть во время размола веществ в шаровой мельнице или дробилке, улавливаются электромагнитами. После электромагнитного уловителя каждое вещество по своему шнеку транспортируется в дозировочные камеры, взвешивается, ссыпается в смеситель в определенных дозах и перемешивается механическим путем, становясь однородной массой. 250—300 кг этой массы подают в ма-стикатор — машину с закрытой камерой. Внутри машины имеется два вала с лопастями, вращающиеся в разных направлениях. Порошкообразная масса проходит между валами и при температуре около 150° уплотняется и разминается. Через 4—6 минут из мастикатора сваренная масса вываливается в виде комков весом от 50 до 250 кг и направляется в каландр — машину с двумя вращающимися навстречу друг другу валами, расположенными один над другим и подогреваемыми горячей водой. Масса пропускается между валами и выходит из них широкой черной лентой толщиною в 3—4 мм. Сразу же при выходе из каландра лента надрезается валковыми ножами на квадраты размером 15 X 15 см и уносится транспортером. В конце линии остывшая масса ломается по надрезам. Получаются так называемые таблетки. Они являются как бы заготовками будущих пластинок. Еще перед мастикатором электромагнитные уловители выловили все железные частицы, случайно попавшие в смесь. Однако при проверке таблеток в них иногда все же обнаруживаются железные частицы. Эти мельчайшие частицы попадают в пластмассу при варке в мастикаторе или же при движении ее на транспортере после каландрирования. Инженер В. Остроиский сконструировал автоматический электронный контролер, который электромагнитными щупальцами проверяет каждую таблетку. И если в какой-нибудь из них окажется хоть мельчайшая железная частица, даже меньше пылинки, то такая таблетка бракуется. Радиоусилитель включает стоп-реле, путь Наконец Любознайкин познакомился с радиолой. Включив ее, можно послушать радио или же проиграть пластинки. смолы при высокой температуре выделяют газы, а при каландрировании массы пузырьки газа и воздуха могут запрессовываться в таблетки. Если таблетку не выдержать и из нее сейчас же сделать пластинку, то в ней могут оказаться пузырьки и раковины и она пойдет в брак. Наиболее простое устройство ив современных звуковоспроизводящих аппаратов — обыкновенный электропроигрыватель. таблетке преграждается, и она выбрасывается из общего потока. Готовые таблетки надо выдержать некоторое время. Это (называется старением граммпластмаесы. Во ьре-мя приготовления ее органические Много химических веществ надо подготовить и переработать, прежде чем приступят к изготовлению граммпластинки. Одни вещества размалывают, другие просеивают, а потом готовую порошкообразную массу перетирают, смешивают, 'варят, уплотняют вальцами, прокатывают каландрами. Получают заготовку пластинки — таблетки, которые тщательно проверяются электронным бракером. И только после этого уже делают пластинку. далторы Итак, таблетка готова. Но это только заготовка для будущей пластинки. А где же звук? Тот звук, который должен быть записан на пластинке? Как и откуда он попадает на завод? Чтобы ответить на эти вопросы, нам придется сначала совершить путешествие во Всесоюзный государственный дом звукозаписи. В СТУДИИ ЗВУКОЗАПИСИ В большом зале, где предусмотрено все, чтобы не было звуковых искажений, перед артистом устанавливают несколько микрофонов. Они улавливают звуки и преобразовывают их в импульсы электрического тока. В другой комнате, которая называется аппаратной, с помощью специального прибора — микшера — регулируется тембр, громкость и частота записываемых звуков. Затем импульсы тока поступают в усилитель звукозаписывающего аппарата — магнитофона. Здесь звуковые колебания записываются на магнитной ленте. И лишь потом с этой ленты застывшие звуки переписываются на восковой диск. Делается это с помощью специального станка. Здесь крепится восковой диск, су-порт с звукозаписывающей головкой и рекордер, в котором колебания электрического тока преобразуются в механические, заставляющие колебаться резец. Восковой диск приводится в движение от электродвигателя и вращается по часовой стрелке со скоростью 78 оборотов в минуту. Колебательные движения резца то вправо, то влево оставляют на диске зигзагообразную дорожку. Чем выше звуки, улавливаемые микрофоном, тем быстрее колебания резца и тем извилистее будет нанесенная звуковая дорожка. При этой записи глубина канавки на звуковой дорожке остается везде одинаковой. Такая запись называется поперечной. Однако записать звук можно и другим способом — глубинным. В этом случае резцом выдавливаются бороздки различной глубины. Восковой диск относительно мягкий, поэтому канавки его при проигрывании немедленно бы разрушились. Чтобы этого не случилось, звуковые дорожки, записанные на восковом диске, надо перенести сначала яа металл, а потом уж и на пластмассу. Восковой диск помещают в вакуум-камеру. Здесь под большим разрежением зоздуха и высоким напряжением электрического тока (около 1500 в) происходит распыливание серебра. На восковом диске образуется очень тонкая, около 0,0003 микрона, серебряная пленка. В гальванической ванне на этот слой наращивается слой меди, а поверх него — слой никеля. Затем медно-никелевое покрытие отделяют от воскового диска. Получается металлический оригинал с выпуклыми звуковыми канавками. С этого оригинала можно уже делать отпечатки, на которых будет позитивное изображение, то-есть с углубленными канавками. С воскового диска можно сделать только один оригинал, а с металлического оригинала — лишь 10 матриц. С каждой матрицы можно отпечатать на пластмассе около тысячи пластинок. Значит, с одного оригинала получается примерно 10 тыс. пластинок. Апрелевский завод их делает сотнями тысяч. Следовательно, режиссеру и звукооператору пришлось бы переписывать с ленты 33
|