Техника - молодёжи 1965-07, страница 46ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ КТО ПРАВ? (№ 6, 1966) Все правы, ибо до 1875 года, то есть до подписания международной конвенции метрической системы, в разных странах действовали свои национальные длины. Так, 1 миля была равна: в Швеции — 10,689 км, в Румынии — 7,848 км, в Нидерландах — 5,556 км, в Бразилии — 2,2 км, в США и Англии — 1,853 км. в Египте — 0,58 км. Истинное расстояние составляло около 10,7 км. В 1929 году на конференции в Монако принято длину международной морской мили считать 1852 м. КАК ВЫБРАТЬ КУРС? (№ 6, 19В5) Существует выражение: «Ветер дует в компас, течение идет из компаса*. Поэтому при кажущемся противоречии течение — норд и ветер — зюйд совпадают по направлению. Капитан выберет курс норд: попутное течение и ветер будут увеличивать скорость корабля. НЕТОЧНЫЙ ПРИГОВОР (№ В, 1965) Пират Черный Барт сказал судье следующее: «Они, безусловно, не могут повесить меня в следующую субботу — последний день недели, потому что если я все еще буду жив в субботу утром, то я буду точно знать, что казнь намечена именно на субботу, так как это последний день для приведения в исполнение приговора и другого дня уже не остается. Это ведет к нарушению вашего требования, и я должен быть освобожден. Следовательно, суббота отпадает. Это приводит меня к пятнице. Но если я буду еще жив в четверг утром, я буду знать, что днем казни выбрана пятница. Следовательно, они не могут тянуть до пятницы, и она тоже отпадает. Выходит, что четверг становится последним возможным днем казни. Но если я все еще буду жив в среду утром, я буду опять-таки знать, что казнь намечена на четверг. А раз так, то опять-таки подлежу освобождению». Далее Черный Барт продолжал свои доказательства таким же образом, пока не дошел до воскресенья — первого дня действия приговора, оказавшегося единственным днем возможного осуществления казни. Ему не стоило труда доказать, что приговор тоже не мог быть приведен в исполнение в этот день, так как он бы знал еще накануне, что казнь назначена на следующий день, а так как он будет знать об этом заранее, его должны помиловать и освободить. Все ли правильно в доказательстве Черного Барта? ПЕДАНТИЧНОСТЬ Бродячие ярмарочные торговцы Коста-Рики, перевозящие свой товар на ослах, жалуются на педантичность местной полиции. Для получения разрешения на торговлю с них требуют шесть фотографий продавца и две осла. ОЖИВШАЯ МАТЕМАТИКА \ РИСОВАЛЬНЫЙ В альбоме, который принес с собой наш гость венгер-КАЛЕЙЛОСКПП ский инженер Иожеф Керекеш, десятки изящных фигур, ПЛЛС.VIMUwIlUII вычерченных на меловой бумаге. Сколько же времени и труда надо потратить на то, чтобы вычертить эти сложные кривые линии, которые, повторяясь, переплетаются и, переходя одна в другую, образуют бесконечно разнообразные узоры! «Всего минута нужна на вычерчивание каждой картинки», — сказал Керекеш, извлекая из коробки небольшой прибор. Он закрепляет бумажный кружок на диске «рисовального калейдоскопа» (так называется эта машинка), и вот на наших глазах поскрипывающее перо обычной авторучки выводит первый узор. Стоит установить планку в другой паз — и появляется новая фигура, еще одно изменение — и опять новые линии. Их разнообразие столь велико, что практически невозможно в точности воспроизвести дважды одну и ту же фигуру, если, конечно, специально не запоминать все параметры настройки. По подсчету автора, количество возможных комбинаций исчисляется десятками миллионов! «Имеет ли мое изобретение практическую ценность? — спрашивает Керекеш. — Я надеюсь, что да. Единственность узора, его практическая невоспроизводимость на другой машине очень важное качество для изготовления всякого рода ценных бумаг. На бумаге с рисунком, сделанным на этой несложной машине, подделать узор немыслимо. Сейчас я работаю над машиной для гравирования узоров на стекле. А в будущем такие аппараты, по моему мнению, найдут себе применение в производстве тканей, обоев, декоративных панелей, панно, инкрустированной мебели, в оформлении интерьеров и архитектурных сооружений». «Но самое первое и, на мой взгляд, самое важное практическое применение, — гово-t рит Керекеш, — это то, что рисовальный калейдоскоп — увлекательная и поучительная игрушка для детей. И я счастлив, что советские ребята первыми смогут опробовать и оценить мой прибор: в этом году советские торговые организации заказали в Венгрии несколько тысяч рисовальных калейдоскопов». ДЕЗАЙНОГРАФ Рисовальный калейдоскоп Керекеша, конечно, далеко не единственная конструкция, позволяющая получать разнообразные узоры. «Дезайнограф» — близкая по идее конструкция, которую может сделать из подручных материалов любой заинтересовавшийся читатель. Устройство его столь несложно, что для постройки достаточно только чертежа, приведенного на обложке. ГАРМОНОГРАФ Но, пожалуй, рекордным по простоте можно считать «гар- монограф», в основу которого заложен несколько иной принцип. Здесь узор образуется за счет наложения калебаний двух маятников, колеблющихся под углом друг к другу. Читателям, которые не удовлетворятся предложенными конструкциями, мы советуем разработать свои конструкции и попытаться получить иные типы узоров. КОНКУРС НА РИСУНОК, полученный механическим способом, продолжается. Ждем ваших конструкций и рисунков, друзья! СОДЕРЖАН И Е Отвечаем зарубежным друзьям . . В. Басевич — Плавучий город . . . М. Скрягии — «Кошачий глаз* на бакене ........... Короткие корреспонденции . . . На приз журнала «Техника — молодежи»......... Г. Смит, д-р — Межзвездный диалог 10 Л. Ферми — Реактор ожил.......10 Новинки в цехах: дрожащие машины 12 Владивосток — космос — Москва . 14 А. Ваксберг — Графология: быть или не быть?........ Время искать и удивляться . . . А. Шибанов, инж. — Моделируется гиперзвуковой полет 1 2 5 6 8 15 17 Новая Африка — резцом, кистью, строкой .......... Разговор о содружестве муз продолжается ........... Советский литератор — лауреат международной премии .... Вокруг земного шара...... Н. Балашов, канд. техн. наук — Если уголь забьет фонтаном . . Наш конкурс......... Л» Герасимова — Праздник радости и веселья .......... Клуб «ТМ».......... Ожившая математика ... . . 30 32 33 34 Ш 37 38 40 __________________ ____________18 . Биленкин — Незапертая дверь 22 россворд «Математика» .... 23 Секунды между жизнью и смертью 24 А. Шварц — Схватка на молекулярном уровне.......25 Шоферские байки.......26 Е. Муслин, инж. — Поэт инженерной науки.........28 Обложка художников: 1-я, 4-я стр. И. ШАЛИТО и Г. БОЙКО, 2-я стр. В. БРЮНА, 3-я стр. В. ИВАНОВА. Вкладки художников: 1 —2-я стр. В. ДОБРОВОЛЬСКОГО, 3-я стр. Р. АВО-ТИНА, 4-я стр. Ф. БОРИСОВА. Манат Н. Перовой. ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР В. Д. ЗАХАРЧЕНКО Редколлегия: М. Г. АНАНЬЕВ, К. А. ВОРИН, В. В. ГОЛУВОВСКИИ, К. А. ГЛАДКОВ (научный редактор), В. В. ГЛУХОВ П. И. ЗАХАРЧЕНКО, О. С. ЛУПАНДИН, И. Л. МИТРАКОВ, А. П. МИЦКЕВИЧ, Г. И. НЕКЛЮДОВ, В. И. ОРЛОВ, В. Д. ПЕКЕЛИС (заместитель главного редактора). А. Н. ПОБЕДИНСКИИ, Г. И. ПОКРОВСКИЙ, Г. С. ТИТОВ, И. Г. ШАРОВ. Н. М. ЭМАНУЭЛЬ. Адрес редакции: Москва, А-30, Сущевская, 21. Тел. Д 1-15-00, доб. 4-вв; Д 1-86-41; Д 1-08-01. Рукописи не возвращаются Художественный редактор Н. Вечканов Технический редактор Л. Будова .___Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»__ Т08075. Подп. к печ. 18/VI 1965 г, ' Бумага 61X9078. Печ. л. 5.5 (5,5). Уч.-изд. л. 9,3. Тираж 1 140 000 экз. Зак. 969. Цена 20 коп. С набора типографии «Красное знамя» отпечатано в Первой Образцовой типографии имени А. А. Жданова Главполнграфпрома Государственного комитета Совета Министров СССР по печати. Москва, Ж-54, Валовая, 28. Заказ 2581 Обложка отпечатана в типографии «Красное знамя». Москва, А-30, Сущевская, 21. |