Техника - молодёжи 1968-10, страница 45Теперь нужно рассчитать распределение веса по осям, выбрать по справочнику колеса, проверить, впишутся ли они в силуэт, более подробно начертить компоновку, продумать форму двери и т. д. и т. п. КУЗОВ. Пожалуй, две самые распространенные ошибки — это нарушение единства стиля кузова (нередко даже передали и задняя части машины выполняются в разной манере) и выбор устаревшего прототипа. На фото 1 и 2 — микроавтомобили, построенные на одной базе. Но как по-разному они смотрятся! А между тем на первой фотографии вы видите кузов,- сделанный из фанеры. Возьмем другую «пару» (фото 3 и 4) — здесь тоже использована одинаковая база. Но внешний вид этих машин — полная противоположность! Маленькие фары и лучистая решетка молдинга радуют глаз (фото 3). А крылья и буквально вмятины боковин, крупная решетка молдинга (ЗИМов-ская!), огромные фары, неподогнанный капот — все это создает впечатление недоработанной конструкции (фото 4). Сопоставляя фото 5 и 6, нетрудно заметить: первая машина (лекальные обводы боковой поверхности, плавные линии колесных ниш и дверного проема) производит лучшее впечатление, чем вторая (плоские боковые поверхности, колесные ниши значительно больше колес, «прикрепленные» хвосты, угловатые линии двери). Основа композиции любого автомобиля при виде сбоку — ощущение стремительного движения, опереди или сзади — устойчивости и симметрии. И если первое достигается выбором силуэта, напоминающего падающую каплю жидкости, а усиливается это впечатление рисунком боковой поверхности кузова, то второе — большей массивностью нижней части микроавтомобиля по сравнению с верхней. В машине москвича В. Леонова «Турист» (фото 1) боковой рисунок — поясная накладка, идущая от колесной ниши переднего крыла, делит поверхность на две части — нижнюю и верхнюю. Такое разделение в сочетании с окраской нижней части в более темный цвет как бы удлиняет автомобиль. Аналогичный результат достигается, когда продольная поясная грань на боковой поверхности создает впечатление двухцветной окраски (№ 1, 1967 г. — «Наш «Муравей»). Боковой рисунок можно выполнить с помощью выштамповок, переходящих в разделительную линию заднего крыла, или — бликом, но это гораздо сложнее. Боковые обводы такого автомобиля образуются плавными линиями, поверхность полируется до блеска. Неплохие результаты дает комбинирование различных приемов. Но элементы, составляющие боковой рисунок, должны быть не хаотическим набором (см. фото 2, 4, 6), а целенаправленным «усилителем» тех или иных свойств автомобиля. Поэтому лишние изгибы боковин, вертикальные линии, резко заваленные капоты и крылья мешают создать красивую конструкцию. Безусловно, (простота придает кузову более строгий, законченный вид, но иногда форма автомобиля упрощается настолько, что получается некоторое подобие ящика на колесах (сравните фото 7 и 2, 3). Как говорят итальянцы, сделать изящно — значит изъять лишнее. И не более того. Особое ©нимание .при художественной проработке силуэта нужно уделять форме и величине колесных ниш — от этого тоже зависит внешний вид машины (фото 1—7). Ниша должна быть такой, чтобы зрительно не «уменьшать» и не «уве личивать» колесо, чтобы контур ее не контрастировал с другими линиями кузова, чтобы через нее не просматривались колесные кожухи и колесо работало нормально. Интересно отметить, что вагонная компоновка еще ,не завоевала сердца любителей! А как было бы приятно увидеть рядом с гигантским МАЗом микроавтомобиль «Мини» (фото 9)! Пока зарегистрирована .всего одна машина такого типа — москвича Ф. Белоусова (№ 12, 1967 г. — «Наш Авто-салон-67»). РЕГИСТРАЦИЯ. Законченную машину осматривает техническая комиссия ГАИ, либо общественная комиссия при ГАИ (в Москве — при Московском городском автомотоклубе ДОСААФ). В протоколе осмотра указываются недоделки и ошибки, устранив которые автор получает рекомендацию в отделение ГАИ. .Кроме того, нужно подготовить техническую документацию: 1) техническую характеристику микроавтомобиля; 2) краткое описание; 3) чертежи в масштабе 1 : 10 — а) видовые — вид спереди, сзади, сбоку >и сверху, б) компоновочные — в профиль и в плане, в) дополнительные (по требованию комиссии) на ответственные узлы и детали; 4) фотографии форматом 12X18 сбоку, спереди, сзади, сверху, вид 3/i и автор рядом с машиной. Необходимо также иметь документы (копии чеков, справки и т. п.), подтверждающие законность приобретения основных узлов машины: двигателя, мостов, шин и материалов (для кузова, шасси и т. д.). Получив технический паспорт и номерной знак, вы приступаете к новому этапу — опытной эксплуатации. Он состоит в том, что вами овладевает «навязчивая идея» — (неустанно совершенствовать свое детище. На традиционном параде-конкурсе журнала «Техника — молодежи» ваш «микро» завоевывает первое место, вам вручают «Гран-При», но это не успокаивает. Наоборот! Вам кажется, что жюри 'сделало какую-то скидку, что просто не оказалось более выдающихся конструкций, что на следующий год вы... Еще не совсем уяснив дальнейший ход этой мысли, вы понимаете, что .на следующий год потрясти автомобильную общественность вам не удастся. Вот разве что через шару годков. И тогда... Осознав ■и лрочувствовав все достоинства и недостатки в муках рожденного автомобиля, вы, вместо того чтобы спокойно ездить на нем, начинаете переделывать и реконструировать беднягу. Рождаются новые .мысли, новые планы, новые силуэты. Вас перестают понимать соседи, друзья, жена- Единственное, что теперь можно вам .пожелать: «Счастливого творчества!» На этом бы и поставить точку, но... НУЖНА ОРГАНИЗАЦИЯ. Разумеется, на общественных началах. Всесоюзная. В известном смысле — межведомственная. И начинать нужно с коллективов на местах. С таких секций, которые уже работают в некоторых городах (Москва, Тбилиси, Ташкент, Кинель) — работают, видимо, еще не так, как хотелось бы, но тем не менее... Первая Всесоюзная конференция по любительскому автоконструированию, вроведенная в прошлом году журналом «Техника — молодежи» при участии представителей ГАИ СССР и Москвы, НАМИ, ВОИР, ВСНТО, .печати и телевидения, была в значительной степени «холостым выстрелом». Ведь для осуществления самых благих пожеланий, планов, идей, предложений нужны коллективы, а не одиночки-энтузиасты, никоим образом между собой не связанные. Энтузиазм всегда был, есть и будет важнейшей «пружиной» любого творчества, но решать современные задачи, которые стоят перед нами, он уже не в состоянии. Не тот этап. Но чем же будут заниматься секции? Не строить же .общими усилиями один автомобиль? Все равно каждый будет работать «ад своей конструкцией, для себя, по собственному проекту. Что же остается коллективу? Коллектив открывает широкие возможности для система- 39
|