Техника - молодёжи 1969-01, страница 12

Техника - молодёжи 1969-01, страница 12

Автоматический звездный фотометр шотландской Королевской астрономической обсерватории.

постороннего донора, цифры менее утешительны — 50 из 100. Вмешательство АЛС поправило дело: из 32 оперированных до сего времени выжило 14. Два пациента живут более 5 лет!

Смелый и дальновидный, удивительно подвижный профессор Майкл Вудроф свой вызов природе намеренно ограничивает операциями, от которых, по его мнению, наука может получить максимум необходимых сведений в минимально короткий срок.

Он, например, считает, что сейчас соотношение количества людей, нуждающихся в пересадке сердца, и возможных доноров далеко не в пользу первых. Не всегда можно подобрать нужную ткань. Родственники некоторых больных не дадут согласия на пересадку: выживают после операции пока немногие. Не спасает и блестящая техника проведения самих операций.

Лишь познав механизм контролируемого подавления иммунитета, можно по-настоящему браться за пересадку сердца, печени и других органов. Внушающая уважение научная концепция под стать поставленной цели!

Волхвы XX века

Этот ученый по нашим обычаям именовался бы просто директором астрономической обсерватории. В Шотландии профессор X. Брюкк, обаятельный и остроумный собеседник, носит звание королевского астронома. Пышный титул восходит к тем временам, когда в обязанности придворных астрономов входило и составление гороскопов — предсказаний судьбы, ожидающей короля в ближайшем и отдаленном будущем. Другой век — иные и обязанности.

4 октября 1957 года обсерватория первой на Западе наблюдала полет первого в мире советского спутника и оповестила об этом весь мир.

С тех пор она удерживает как бы монополию визуального наблюдения всех советских спутников, космических станций и определения физических особенностей их траекторий. Естественно, что не обходятся вниманием космические объекты США и других стран, но славой первонаблюдателей именно первого спутника королевский астроном гордится больше всего.

Самое интересное в обсерватории не столько оптические приборы — они

сравнительно небольшого «калибра» (36-дюймовый рефлектор, 24-дюймовый «Шмидт» и другие), сколько внушительный парк автоматических устройств, усилителей оптического изображения, счетно-решающих машин и другой автоматики, которой, кстати, «густо» насыщены многие из виденных нами в Великобритании лабораторий. Среди них — автоматический звездный фотометр. Наблюдаемый в телескоп участок звездного неба проецируется на матовый экран, и при помощи электронного развертывающего устройства точные координаты местоположения и яркость каждой из «видимых» звезд фиксируются на ленте вычислительной машины. Это позволяет с огромной быстротой и точностью уловить любые, даже мельчайшие, изменения объекта наблюдения, на что ранее требовались месяцы трудоемкого и все же не лишенного ошибок анализа.

На видном месте в большой библиотеке обсерватории — советские астрономические и научно-популярные журналы. Можно представить наши эмоции, когда поистине с королевским величием астроном стал доставать с полок книги в старинных переплетах. И какие книги! Первые издания трудов Ньютона, Галилея, Коперника, Бруно, нашего Ломоносова и многих других. Ехать сюда стоило из-за одного только удовольствия подержать эти фолианты в руках!

Пузыри

со дна морского

В научно-популярной литературе часто встречаются такие определения эпох в развитии человечества: по орудиям труда — каменный век, бронзовый век, век железа; по источникам энергии — век пара, век электричества, век атомной энергии и т. д. Не очень погрешив против истины, наше время можно было бы назвать веком нефти. Борьбу за ее источники — основой всей империалистической политики главнейших стран капиталистического мира и в первую очередь Англии, ибо в отличие от США у нее нет своей нефти.

Поэтому непроходящей сенсацией, окрашивающей экономические перспективы Англии в радужные краски, стало открытие огромных источников горючего газа под дном Северного моря.

Ученые давно подозревали здесь скопление не только газа, но и нефти, ибо геологические признаки указывают на наличие газоносных пластов, простирающихся от Голландии до графства Йоркшир в Англии. А там, где много газа, безусловно, должна быть и нефть.

Но только создание техники, позволяющей вести бурение в открытом и крайне неспокойном море, вдали от берегов, превратило догадку в реальность. Каковы запасы газа? Ни одно из правительств стран, чьи берега омывает Северное море, не имеет об этом ни малейшего понятия. Нефтяные монополии — независимые и подставные американские тотчас же почти за бесценок (по 25 фунтов стерлингов в год с квадратного километра) получили право на разведку и добычу газа. Тщательно скрываются не только разведанные запасы газа, но и все технические характеристики участков. Предполагается, что природного горючего могло бы

8

хватить для покрытия всех энергетических нужд Англии на 250 лет1

Посетить разведочную морскую бурильную установку «Си Куэст» — самую большую в мире — пригласила советских журналистов Британская нефтяная компания. Если можно придумать слово, обозначающее что-либо больше самого большого, это и будет «Си Куэст». Циклопическая тренога, напоминающая обрезанную сверху Эйфелеву башню на «ногах» 40-метровой высоты, установлена на понтоны. На верхней треугольной площадке раскинулся целый городок. Многосложное хозяйство установки обслуживается командой в 60 человек.

Гигантская махина, перемещаясь с места на место, может бурить на глубину до 7 км, становясь своими ногами-понтонами на грунт (на мелководье) или вести бурение на плаву, удерживая свое положение точно над скважиной. Перенесенная на сушу установка заняла бы всю площадь Пиккадилли в Лондоне!

На вертолетной базе в Гримеби, рыбачьем городке на восточном побережье Англии, мы получили ярко-желтые каски с эмблемой фирмы и жесткие целлулоидные карточки с инструкцией по поведению на «Си Куэст».

140 километров полета в открытое море — и мы на месте. Мы осмотрели колосс с головы до ног. Интересней всего прочего, конечно, электронно-механическая система, удерживающая установку в горизонтальном положении. Учитываются давление ветра и волнение на море, неравномерность нагрузки на корпус при бурении неровного дна. И много других причин, каждая из которых способна нарушить равновесие. В арсенале средств борьбы — перекачка из понтона в понтон огромных масс воды. Есть и 9 якорей весом по 13,5 т каждый. На «Си Куэст» две команды: одна мореходная, получающая полноту власти при буксировке и установке его на месте, вторая — бурильная, главенствующая при бурении.

Скрыт от нас был лишь один секрет фирмы — на каких глубинах идет бурение в данном квадрате моря.

Сам «Си Куэст» газа не добывает: разведав месторождение, он запечатывает скважину, а уж потом здесь оборудуется постоянная подводная скважина и прокладывается трубопровод на берег.

У „Крокодила"

Д ля популяризатора науки быть в Кембридже и не посетить знаменитой Кэвендишской лаборатории, так тесно связанной с именем Резерфорда, было