Техника - молодёжи 1969-09, страница 35

Техника - молодёжи 1969-09, страница 35

коляски, — пишет он. — Даже тот, кто в обычных условиях носит протезы, дома пользуется креслом. Это очень удобно и быстро: не нужно затягивать многочисленные шнурки, пряжки и т. д., кроме того, пользоваться креслом просто физически легче. (Немного о себе. Почти лежачий инвалид с 8 лет после полиомиелита; сейчас учусь на третьем курсе машиностроительного института. Занимаюсь подобным креслом более пяти лет.) Сейчас во всем мире ведутся работы по созданию инвалидного кресла, могущего ходить по лестницам. Уже создано и запатентовано много работоспособных конструкций в Англии, Франции, даже Голландии, а особенно в США. Не так давно американским изобретателям Хейлу и Гарднеру за гусеничное лестничное кресло была присуждена первая премия Союза изобретателей. Заметьте, не за моторш не за станок, а за инвалидное кресло! К сожалению, нет ни одного советского патента на кресло для езды по ступенькам, да и обычные — не лестничные — кресла крайне низкого качества. Есть у нас Центральное конструктор-ско-технологическое бюро по механизации при Министерстве медииинской промышленности СССР, есть ЦНИИПП^ (Центральный научно-исследовательский институт протезирования и протезостро-емия Министерства социального обеспе

чения РСФСР), но, когда им говоришь о колясках, они отговариваются: «У нас нет по этому профилю специалистов Кто вообще проектирует отечественные кресла? Харьковские велосипедчики. Должно быть, потому, что им не нужно далеко ездить за велосипедными колесами. Естественно, специфику организма инвалидов они не учитывают, да и очень трудно учесть ее людям без медицинских знаний. Почему бы в ЦНИИППе не организовать конструкторскую лабораторию по коляскам? Там довольно большая клиника, можно на месте советоваться с инвалидами, и потом надо же в конце концов с чего-то начинать! Думаю, работники Министерства соцобеспечения РСФСР, от которых зависит это решение, поддержат мое предложение».

Как же откликнулась на статью С. Житомирского организация, занимающаяся проектированием кресел для инвалидов? Редакция попросила Центральное конструкторское бюро ве-лостроения в Харькове высказать свое мнение и получила удивительный ответ:

«Вопрос разработки конструкции сложен и может быть поставлен перед специализированным институтом при условии (!), что такая проблема требует решения для большого контингента инвалидов».

А если для небольшого? Пусть мучаются? Что же, если нужно провести уникальную операцию на сердце, хирург должен ждать, пока не наберется много «сердечников»?

Дальше, так ли сложна разработка инвалидной коляски, как думают вело-строители? Нет. Надо сказать, что инженер С. Житомирский. выступая с предложением своей конструкции, не ознакомился с соответствующей литературой. Я провел несколько часов в патентной библиотеке и обнаружил десятки зарубежных патентов. Многие конструкции, над проектами которых трудились читатели, уже давно зафиксированы в этих документах.

Подведем итоги. Ясно, что кресла, способные «ходить» по лестницам, нужны и делать их совершенно необходимо. В любом случае есть смысл сконструировать коляску, приспособленную к нашим условиям (крутизне лестниц, размерам дверей и т. д.), и наладить ее производство. Если же серийный выпуск таких кресел не будет экономически оправдан, рабочие чертежи все равно пригодятся. По ним любой завод в порядке шефства над инвалидом смог бы легко изготовить коляску по индивидуальному заказу. Большую поддержку и помощь инвалидам могут оказать местные комсомольские организации, общественно-конструкторские бюро.

ВРЕМЯ ИСКАТЬ И УДИВЛЯТЬСЯ

1. АЭРОДИНАМИКА С МАСЛОМ

Тонны анилиновой краски ссыпают в воду, чтобы проследить течения в морях и ренах. 'По шлейфу иснус-ственного дыма можно судить о направлении и скорости ветров. Но как увидеть завихрения воздушных потопов в аэродинамической трубе, когда на моделях имитируются полеты со сверхзвуковыми скоростями?

Оказывается, лучше всего смазать аэродинамическую модель флуоресцирующим маслом. Обдуваемый сильной воздушной струей, тончайший светящийся слой собирается в морщины. Распределение масляной ряби дает очень ценную информацию об аэродинамике сверхзвуновых летательных аппаратов.

2. КРУШЕНИЕ МОНОПОЛИИ

До недавних пор считалось, что летучие мыши — единственные существа, которые пользуются эхолона-цией для ориентировии в темноте. Их навигационная система, способная запеленговать небольшие предметы размером в доли миллиметра, назалась уникальной. Но в последнее время выяснилось, что природа не поскупилась и наделила эхолокаторами многих животных — дельфи

нов, тюленей, кашалотов, котиков, некоторых птиц и грызунов.

3. НЕБЕСНЫЕ ЛЫЖНИКИ

Разогнаться на лыжах и взмыть в небо — вот идея нового вида спорта, названного снежным планеризмом. Им может заниматься наж-дый, а особенно тот, нто уже освоил водные лыжи. Быстрые мотосани тянут спортсмена за собой. Его грудь опоясывают стропы парашюта, который играет роль воздушного змея. Сиорость растет, в конце концов подъемная сила парашюта отрывает «небесного лыжника» от земли. Наступает самое приятное — парение в воздухе. А чтобы опуститься с небес, нужно немногое — притормозить мотосани. Спортсмен мягио касается лыжами ровной снежной целины.

4. ЛУЧ-ХАМЕЛЕОН

Лазер, словно идеальный музыкальный инструмент, излучает чистейший «тон» — строго синусоидальную волну. Но синусоида — понятие растяжимое, ее всегда можно представить как совокупность кратных гармоник, «обертонов». В некоторых оптически нелинейных веществах луч становится хамелеоном, исходная синусоида превращается в одну из своих гармоник. Например, если инфракрасный свет углекислого лазера

пропустить через нристалл бариинатриевого ниобата, то вместо синусоиды с расстоянием между соседними волнами в 1,06 миирона на выходе окажется ее вторая гармонииа с вдвое меньшей длиной волны — 0,53 микрона. Почти невидимый инфра-нрасный луч станет зеленым.

б. КАК СКЛЕИВАТЬ...

ЖИДКОСТИ

Попробуйте смешать

ртуть с водой — нинаними силами вам не удастся растворить друг в друге эти две жидкости. Но если одно вещество не соединяется с другим, то нельзя ли их снлеитЫ

Манипуляции с несмеши-вающимися жидкостями, которые различаются по плотности, поверхностному натяжению и цвету, — увлекательное занятие. При надлежащем терпении и аккуратности можно склеить из разнородных капель самые замысловатые архи-тентурные сооружения: линзы, цилиндры, пирамиды. Орудием труда служит пипетка, строительной площадкой —- банка с водой, желательно дистиллированной, а стройматериалы каждый пусть выбирает по вкусу, пользуясь химическим справочником.

Самая простая конструкция — двойная плавающая линза. Из пипетии на поверхность воды выдавливается нал ля какого-нибудь нефтяного масла или даже керосина. .Затем из другой пипетки в центр расплывшегося диска осторожно опускают наплю фреона или силииона. Она тонет в масле, но плавает на во

де. Силы поверхностного натяжения приклеивают ее н основанию первой иапли. Образовавшаяся двойная линза особенно эффектна, иогда подбираются иапли разного цвета.

Аналогично строятся

тройные и четвертные плавающие линзы. Больше ста-ании надо затратить, что-ы соорудить уравновешенные в воде многослойные цилиндры и колонны.

Слева вверху — типичная двойная жидкая линза, внизу — пример уравновешенной линзы.

Справа вверху — колонна из двух несмеши-вающихся капель, а внизу - из трех.

6. ЦВЕТОТАНЕЦ

Что таиое балет и танец с точки зрения физини? Это резонанс движения и звуиа, когда ритмика мелодии находит продолжение в ритмике тела. А нельзя ли достичь еще большей гармонии, насытив зрелище ритмикой цвета?

О цветомузыке наш журнал уже писал в № 7 за этот год. Как выяснилось из экспериментов, лучше всего сопровождать игрой цвета не просто музыку, но именно балет. Обычно в театре стараются так и делать. Но ярких национальных костюмов, статичного цветового оформления недостаточно. Нужна цветовая динамика. Красочный вихрь тел, звуков и цветовых бликов производит грандиозное впечатление.

На снимке: один из цветотанцев, поставленных во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства под руководством Л. Маслюкова.

30