Техника - молодёжи 1971-07, страница 9

Техника - молодёжи 1971-07, страница 9

Еще в 1918—1919 годах многих специалистов заннмаЛа мысль: как переработать некондиционный винтовочный и орудийный порох в дробящую взрывчатку. Ведь порох горит, но не детонирует. Его нельзя использовать для ведения горных и земляных работ.

Сытый предложил намочить порох водой. Скептики смеялись в открытую, но Сытый добился своего — заставил порох взрываться.

И вот в 1944 году вместе с Сытым мы начали новые опыты с использованием пороха. Его много скопилось на складах, а хранить долго было нельзя. Обосновались мы в Феофа-нии, под Киевом. Место для взрывных работ очень подходящее. Там был овраг, на дне его мы и вели работу.

Сотрудник Лаврентьева по феофа-нии — профессор С. Малашенко рас-сказывает: «Для опытов нужна была яма. Яму рыли все вместе. Вскоре удары лопат обнажили ящики с немецкими минами. «Считайте, что мы вторично родились», — сказал тогда Лаврентьев.

Нашей лабораторией было полуразрушенное здание церкви. Литые заряды тола изготовляли на электроплитке. Прессовали переплетным прессом, приобретенным в Киеве на вещевом рынке. Броневые щиты вырезали из подбитых немецких танков».

М. Лаврентьев: Нас увлекала идея — применить порох для создания траншей. На Киевщине надо было осушить много болотистых земель. Мы предложили использовать бросовый порох: делать ямки, закладывать туда мокрый порох и капсюль для инициирования взрыва. Серия взрывов довершит дело. Но установка капсюлей — дело опасное, калькуляция предусматривала наценку за риск. Созвали совещание с участием хозяйственников. Они доказали нам как дважды два: рыть траншеи вручную дешевле.

Вся идея повисла в воздухе, нам грозила репутация беспочвенных фантазеров. Дело спасла очень простая идея: делать из пороха колбасы и взрывать их одним капсюлем. Этим-то способом мы и осушили болотистую пойму. Шнуровые заряды привились, их стали использовать при решении многих технических задач.

В 50-х годах Михаил Алексеевич читал лекции по теории взрыва на механико-математическом факультете МГУ. Увлечение академика передалось молодежи. Некоторые, как А. Дерибас, ныне заведующий лабораторией сварки взрывом Института гидродинамики СО АН СССР, даже оставили свои прежние темы. И конечно, все они вместе со своим учителем поехали в Сибирь, в новый Академгородок. Сначала и там были импровизированные полигоны. Но вскоре исследования развернулись широким фронтом.

В. Кузнецов и Е. Шер развили теорию направленного взрыва, В. Титов и Ю. Фадеенко продолжили изучение кумулятивного эффекта, Е. Би-ченков, А. Дерибас и Ю. Тришин, начав с упрочнения деталей взрывом, пришли к необычному виду сварки. Снова помог неожиданный случай.

Во время опытов по упрочнению на обрабатываемую деталь взрывом набрасывали металлическую пластинку. Иногда она, как это ни удивительно, прочно прилипала к заготовке. Оторвать ее не удавалось. Физико-химический анализ подтвердил: получилось сварное соединение.

М. Лаврентьев: В Академгородке под Новосибирском возродилась одна из «безумных» идей Сытого. Еще в 1944 году, когда мы работали в Фео-фании, нам понадобился медный цилиндр. Но меди не было. Тогда Сытый предложил обложить пучок из проволоки взрывчаткой и... Сказано — сделано. Ко всеобщему удивле

нию, опыт удался, из проволоки получился цилиндр.

Был и еще один случай в 1946 году, когда сварка взрывом появилась в виде побочного эффекта.

Ныне «побочный эффект» изучен досконально. О сварке взрывом говорят как о деле привычном. А ведь еще 10 лет назад соединение в одном материале взаимоисключающих качеств (скажем, жаростойкости и теплопроводности, упругости и мягкости, способности проводить электричество и изолировать от него) считалось чистой фантастикой. Теперь в Институте гидродинамики Сибирского отделения с помощью взрыва получено более 60 «парадоксальных» сочетаний металлов и сплавов.

Однако техника взрывных экспериментов не стоит на месте. Последнее достижение ученых Института гидродинамики — передвижная импульсная рентгеновская установка. Высокое напряжение (около 1200 тыс. вольт) позволяет получить излучение с высокой проникающей способностью* Оно проходит не только через продукты взрыва, но и через защитные листы металла толщиной в несколько сантиметров. Укрыв установку за такой защитой, можно сделать снимок за одну 10-миллионную долю секунды.

Бывают научные прозрения, которые уже через два-три десятилетия исчерпывают себя. Работам гидродинамиков-взрывников это не грозит. Они еще долго будут теоретической базой для смелых исканий.

В воздухе носятся идеи новых применений взрыва. Не попытаться ли создать материал, обладающий свойством сверхпроводимости при комнатной температуре? А твердый водород или кислород? Не заманчивая ли перспектива?/ Тут вам и сверхкалорийное горючее, и «коробочки с атмосферой» для космонавтов и акванавтов. Не верится? Но вся история взрывного дела — это история о том, как невозможное становилось возможным.

ся до них. Порой это единственный способ: скалистый грунт, принрывающий пласт угля или рудное тело, землеройной техниие не по зубам.

Неподалену от Алма-Аты, в урочище Медео, взрывни-ни .преследовали иную цель — воздвигнуть мощную плотину, которая преградила бы путь разрушительным горным селям. Но направленную переброску грунта они применили и там. На цветных рисунках показаны стадии колоссального взрыва. Сверху вниз:

1. Таи выглядело урочище перед самым нажатием кнопки.

2. Через 3 сеи. Первая серия зарядов отиолола от горы 100-метровую полосу и уложила разрушенную породу в основание плотины. Одновременно образовалась линия наименьшего сопротивления для продуктов взрыва второго, основного заряда.

3. Через 8 сек. Подорван основной заряд. В воздух взлетел гранитный массив толщиной 200 м и длиной 100 м.

4. Через 30 сен. Газы с избытком кислорода (светлое пламя) и тротил с недостатком кислорода (темное пламя) взаимно дожигают друг друга.

5. Через 120 сеи. Проясняется. 2 млн. м* гранита уже лежат на новом месте. Ущелье перегородила пло

тина высотой 61 м и шириной в основании около 500 м.

Взрыв открывает новые горизонты в науке. Он создает, хотя и на нороткое время, давление до миллионов атмосфер и температуры до десятиов тысяч градусов. И дело не тольно в том, что удается осуществить тание процессы, иаи прямое превращение графита в алмаз. В рунах ученых, по существу, новый энспери-ментальный метод. Открывается возможность изучить еще одно «белое пятно» в строении вещества. Мощное энергетичесиое воздействие влияет на самые глубинные элентронные слои атома. А ведь до сих пор химики исследовали внешние электроны атома, а физики изучали ядро.

Если надо получить сверхмощное электромагнитное поле, то и тут действуют с помощью взрыва. Кольцевой заряд равномерно сжимает соленоид, по которому течет ток. Вознииает магнитный потои величиной порядка 20 млн. эрстед; При таком воздействии вещество может обнаружить совершенно неожиданные свойства. Каскад подобных устройств ускорял бы элементарные частицы до фантастичесиих скоростей.

Материал подготовил А. И ВОЛГИН

6