Техника - молодёжи 1973-06, страница 43

Техника - молодёжи 1973-06, страница 43

Проблемы и поиски

Глаза и уши на спине?

Читатели А. Иванов из Таллина и А. Щербинин (Алтайский край) просят более подробно раскрыть тему о необычных способностях к восприятию, поднятую в статье «Грозное безмолвие инфразвука» (№ 1 журнала за 1973 год). В двух статьях подборки выясняется роль связей кожи с мозгом и внутренними органами.

«Учись у глухонемых выразительности движений» — таную запись однажды сделал для себя Леонардо да Винчи. Великий художник и тонкий наблюдатель, он подметил одну общую закономерность, ныне подтвержденную десятками психологических наблюдений. А закономерность состоит бот в чем: взамен утраченных у человека могут развиться другие способности, по уровню намного превосходящие обыкновенные. Одни физиологические системы начинают замещать другие, и тут мы сталкиваемся с феноменальными возможностями организма.

Да, да, именно феноменальными — недаром подобные случаи даже заставляют ученых изменить традиционному невозмутимо-повествова-тельному стилю при изложении результатов исследования. Ведь есть же в научной литературе термин «гиперспособности» (или «сверхспособности»).

Одно из самых известных явлений такого рода — повышенная внимательность глухих. Как-то было проведено обследование среди 3 тыс. глухих водителей автомашин. И оказалось, что у них примерно в 30 раз меньше дорожно-транспортных происшествий, чем у шоферов с нормальным слухом.

Но далеко не всегда сверхспособности сами заявляют о себе. Как правило, необходимы упражнения и тренировка.

Глухой погружен в мир безмолвия. Но он вздрогнет и обернется, если в комнате за его спиной сильно хлопнут дверью. Уже это говорит за то, что чувствительность к вибрациям — возможная замена утраченному слуху. После серии упражнений глухие могут слушать музыку, положив руку на крышку рояля. Однако приемы восприятия звуков бывают разными. Одни люди лучше «слушают» пальцами, другие — локтем.

А вот поистине уникальный случай, когда глухонемой, потерявший слух и речь в четырехлетнем возрасте, спустя 55 лет открыл для себя способ слушать музыку. Он сам так описал этот процесс:

«Основной воспринимающей станцией служит моя спина. Через нее и проникают звуки, пронизывая весь мой торс. Голова, руки и ноги ощущают в меньшей степени. Наименьшей чувствительностью обладает моя голова. Я могу хорошо различать характер музыки: например, серьезная она или легкая, веселая или груст

ная, избитая или оригинальная, однотонная или богато окрашенная. Оркестр должен находиться на возвышении, иначе я плохо воспринимаю звуки, или они мне неприятны Когда же стулья стоят прямо на полу, звуки проникают в мое тело через ноги, а это нарушает внутреннюю гармонию».

А нельзя ли видеть спиной? Ответ

на столь необычный вопрос был

получен в эксперименте, о котором можно судить по приведенному здесь фотоснимку. Для опыта была построена хитроумная оптико-механическая аппаратура.

На объект (в данном случае на телефон) направлен глаз телевизионной камеры. Поступающие с нее электрические токи переносят изображение в виде системы точек — таким оно видно на контрольном экране. От каждой светящейся точки направляется сигнал на один из многочисленных стерженьков-вибраторов, вмонтированных в спинку кресла. Всего там встроено 400 вибраторов, имеющих диаметр 1 мм и отстоящих друг от друга на 12 мм. На фото виден лишь верхний их ряд, но зато на спине пациентки полностью отпечаталась воспринимаемая ею картина. Торцы стерженьков покрыли краской, и те из них, что соприкасались с кожей, оставили свой след на теле.

Субъективно восприятие точечной картинки сводится к легкому щекотанию на спине. Ощущение от вибраций меняется, если телекамеру поворачивать и направлять на предмет так, что он предстает в ином ракурсе.

Вот где проявляется таинственное кожное зрение! Конечно, ему нужно учиться, но обучение идет быстро. В опытах участвовали пациенты, большей частью слепые от рождения или потерявшие зрение еще в детстве. После тренировки они воспринимали комплексы вибраций как ясные изображения.

Примерно 10 часов занятий понадобилось для того, чтобы научиться различать горизонтальные, наклонные и вертикальные линии, а затем простые фигуры — круги, треугольники, квадраты. После этого испытуемым предъявляются предметы домашней обстановки: телефон, чашка, стул и т. д.

Через 20—40 часов тренировки удается опознавать до 25 предметов, причем под разными углами зрения и на разных расстояниях. Не обходится дело и без волнений. Поскольку слепому чувство дистанции вначале совершенно незнакомо, он первое время старается уклониться от объекта, который кажется надвигающимся на него.

Следующая стадия опытов — чтение текстов, набранных крупным шрифтом, а затем узнавание людей по лицам.

Как видно по фотографии, устройство пока довольно громоздкое. Но общая тенденция к миниатюризации электронной аппаратуры открывает обнадеживающие перспективы. Ведь телекамеру желательно поместить на голове, наподобие шахтерской лампы, а систему вибрирующих стерженьков спрятать под одеждой.

Способность слепых ощущать на расстоянии препятствие также привлекла внимание исследователей. Тонкие опыты показали, что вибрационная чувствительность тела или обоняние здесь совершенно ни при чем. Ощущение препятствия — слуховое, оно вызвано отраженной от предмета звуковой волной. Частота звуковых колебаний составляет около 200 гц, а их амплитуда близка к порогу слышимости.

Любопытно, что ощущение препятствия свойственно не только слепым, но и зрячим. Однако зрительные впечатления слишком сильны, и сигналы звуковой эхолокации, как правило, не достигают сознания.

Есть и другие акустические колебания, о которых принято говорить, будто ухо их не слышит. Это инфразвук, имеющий частоту менее 20 гц. Как установлено, такие волны могут возникать в быстро движущихся автомашине или автобусе. У особо чувствительных людей это вызывает тошноту, слабость, головокружение.

Инфразвуковые колебания способны зародиться и в кабине космического корабля, когда он проходит плотные слои атмосферы, ибо обшивка начинает вибрировать на низких частотах. Американские специалисты воспроизводили это явление во время стендовых испытаний. При большой силе инфразвука (порядка 110— 130 децибел) у астронавтов возника-

41