Техника - молодёжи 1973-06, страница 65

Техника - молодёжи 1973-06, страница 65

крайней фантастичностью и необыкновенным разнообразием. Бывший летчик Жозеф Пуше, например, ьскочил на подоконник и прокричал в темноту:

— Смотрите! Смотрите на меня! Я самолет! Понимаете? Я могу летать. Не верите? Смотрите!

И, распластав руки, он полетел... с третьего этажа. Пуше сломал обе ноги, но желание лететь не потерял. Когда к нему подбежал врач, летчик совершил невероятное: вскочил на изуродованные ноги и пробежал по бульвару метров пятьдесят, пока его не поймали. Назад в больницу его тащили 10 человек.

Почти все, кого привозили в больницу, галлюцинировали. У семилетнего мальчика игрушки превратились в страшных фантастических животных. Один из пациентов утверждал, что за ним гонятся бандиты с большими ослиными ушами. А другому окружающие представлялись гигантскими рыбами, готовыми проглотить его живьем. Некоторым виделись диковинные, пламенно яркие цветы, которые будто бы расцветали прямо на руках и на ногах у больных.

Через несколько дней расследование сдвинулось наконец с мертвой точки. Отец большого семейства вспомнил, что накануне злополучной ночи семеро заболевших ели хлеб из булочной Бриана.

Детективам, ухватившимся за эту ниточку, уже не составило труда выяснить, что заболевания так или иначе связаны с пекарней Бриана. Сам Бриан припомнил, что он вместе с другими булочниками направлял рекламацию на партию серой клейкой муки. Армия полицейских, торопливо и подробно расспрашивавшая жителей, теперь заставляла их рыться в помойках и мусорных ведрах в поисках любых остатков хлеба. Каждый образец нумеровали и снабжали этикеткой. Трупы людей и животных срочно отправляли в Марсель на исследование.

Предположение, что отравление вызвано ядохимикатами, не подтвердилось.

Тогда вспомнили, что в средние века целые деревни поражались безумием. Болезнь называли «антонов огонь». Существовало поверье, что только молитва, обращенная к святому Антонию, могла облегчить мучения. Медицинское название этого заболевания — эрготизм. Его признаки — спазматические подергивания, судороги, сильное жжение в конечностях, иногда гангрена, изжога, гал^ люцинации. Эрготизм — следствие отравления рожками спорыньи, ядовитого грибка, паразитирующего на хлебных злаках. Его мельчайшие споры разносятся ветром и насекомыми, заражая другие растения.

Состав грибка очень сложен. В нем обнаружено около двух десятков различных алкалоидов и более полутора десятков аминов.

До безумства в Сент-Эспри (это случилось в 1951 году) полагали, что вследствие современных методов очистки зерна эрготизм давно исчез.

...Следствие установило, что партия муки, на которую жаловались булочники, поступила с мельницы Мориса Малле. Тот признал факт приемки злополучного зерна, за что и угодил в тюрьму вместе с компаньоном.

Тем временем пришла телеграмма из Марселя: «Анализы дают характерную токсикологическую и биологическую картину отравления алкалоидом спорыньи. Результаты полностью соответствуют клиническим проявлениям и данным посмертного вскрытия погибших людей и животных».

Итак, диагноз был поставлен. Однако никто не знал, как лечить эрготизм. Периоды просветления у больных продолжали чередоваться с маниакальным бредом. Успокаивающие средства никакого эффекта не давали. Не помогали ни электрошо-ки, ни гормональные препараты.

В подробном отчете для Французской академии медицинских наук, в котором были рассмотрены все стороны трагедии, указывался еще один неясный вопрос: каким образом алкалоиды спорыньи могли вызвать такие сильные отравления.

нароком принял пострадавший, достигало буквально микроскопических доз.

И все-таки причина была в спорынье! И доказал это еще раньше швейцарский химик Гофман. Однажды, возвращаясь с работы домой, он вдруг заметил, что привычный мир неузнаваемо исказился. Он увидел удивительные картины. Его окружали причудливые, необыкновенно яркие цветы. Дома х Гофманом произошла еще большая метаморфоза. Поле его зрения то сужалось, то расширялось. Ему казалось, что он растет внутри себя. А иногда он видел себя как бы со стороны.

Гофман, естественно, заинтересовался причинами своих галлюцинаций. Он вспомнил, что в этот день экспериментировал с алкалоидами спорыньи и случайно рукой коснулся губ. Подвергнув спорынью всесторонним химическим исследованиям, Гофман выделил новый алкалоид без цвета, вкуса и запаха, который оказался одним из сильнейших ядов. Одна пипетка вмещала около 5 тысяч смертельных доз. Незначительная концентрация этого алкалоида (250 микрограмм на 1 литр, что соответствует одной капле на целый плавательный бассейн) вызывала глубокие психические расстройства с галлюцинациями и бредом. Подопытные теряли чувство времени и пространства. Необычная веселость и говорливость чередовалась у них с депрессией и маниакальным психозом. В состоянии эйфорического блаженства они чувствовали в себе необъятную мощь, хотя еле стояли на ногах от слабости. Временами их влекло к самоубийству. При этом они прекрасно знали, что галлюцинируют, и в значительной степени сохраняли рассудок и память.

Новый алкалоид спорыньи был очень летуним, хорошо растворимым в воде и нестойким.

Это был тот самый препарат, который впоследствии стал называться ЛСД-25! Сегодня он приобрел самую мрачную славу в потемках капиталистического мира.

\

61