Техника - молодёжи 1975-01, страница 6

Техника - молодёжи 1975-01, страница 6

Хороших результатов добились бельгийские врачи Ж. Эндерсе и М. Телерман. Они сняли свыше 20 ООО кривых и подвергли их анализу на ЭВМ, в результате был сделан ряд технических усовершенствований, выведен процент совпадений и разногласий по периодам ЭКГ. Пусть диагностика инфаркта, трепетания предсердий, атрио и вентикулярной блокады и представляет трудности для ЭВМ из-за наложения комплексов одних зубцов на другие, но уже сегодня процент ошибок машины не выше 12,3, в то время как даже самые известные ученые-кардиологи ставят ошибочный диагноз в 18 случаях из 100. Если врач расшифровывает одну ЭКГ за 2 минуты 24 секунды, то ЭВМ — за 1 минуту 2 секунды.

Среди фармакологических препаратов наибольшее внимание привлекал «Интал» — эффективное средство лечения бронхиальной астмы у взрослых и детей.

Мне самому пришлось немало поработать с фиброскопами, но такое разнообразие и совершенство исполнения эндоскопической техники я встретил впервые. Порой возникало ощущение, что все остальные способы просмотра внутренних органов чело

века ни к чему. Используя волоконную оптику, все можно увидеть своими глазами.

Но в чем выставка убеждала абсолютно, так это в необходимости знаний, выходящих далеко за рамки чистой медицины. В самом деле, резать ткань можно лазером, ультразвуком, электрическими колебаниями сверхвысокой частоты; заваривать кровеносные сосуды опять же лазером, СВЧ, криохирургическим инструментом. Следить за работой внутренних органов можно с помощью рентгена, ультразвука, радиоизотопов. Опухоли разрушают лазер, радиоизотопы, криоинструмент. И каждый инструмент, каждый метод имеет свои особенности, свои достоинства и недостатки. Чтобы успешно пользоваться всей этой техникой, нужно понимать механизм воздействия ее на человека. Вот почему мне хочется назвать выставку «Здравоохранение-74» не только демонстрацией новейшей медицинской техники, но и школой всех работников здравоохранения — от молодых конструкторов, несущих новые идеи и машины в медицину, до старых и опытных врачей, берущих в руки новый инструмент.

Сегодня Бетховен мог бы слышать

Слуховые косточки среднего уха заросли соединительной ностной тканью. Человек глохнет. Чтобы восстановить слух, патологическую костную ткань нужно разру-

«Со школьной скамьи я мечтала быть учительницей. Мечта осуществилась. Я уже 14 лет преподавала в младших классах, когда пришла, казалось, непоправимая беда: я стала катастрофически быстро терять слух.

Но вот я попала на прием к профессору бакинской больницы имени Семашко Михаилу Яковлевичу ГТолу-нову. Без колебаний согласилась на операцию, после которой ко мне полностью вернулся слух. Я слышу, слышу! И мне очень хочется через газету поблагодарить за это замечательного хирурга профессора Полумова...»

Учительница бакинской школы № 163 Валентина Карпова (выдержку из ее заметки в газете «Баку» мы здесь привели) страдала той же самой болезнью, из-за которой оглох великий Бетховен, — отосклерозом. При этом иедуге так называемые овальные и круглое окиа среднего уха прорастают костной ткаиью. Слуховые косточки: стремечко, наковальня и молоточек, передающие звуковые сигналы к слуховому иерву, теряют подвижность и уже не могут выполнять свои функции. Обычно болезнь быстро прогрессирует и приводит к полной глухоте. I [ри этом у больного появляется нестерпимый шум в ушах и сильные головные боли.

шить Это делается миниатюрными хирургическими инструментами под микроскопом. И вот слуховые косточки свободны. Человек слышит!

Тончайшую хирургическую операцию под микроскопом но освобождению слуховых косточек от соединительной ткани сейчас успешно делают врачи Боткинской больницы в Москве и в некоторых клиниках других городов Советского Союза. Один из лучших хирургов, ведущих операции такого типа, — бакинский профессор Михаил Яковлевич Полуиов.

Глядя через микроскоп, хирург с помощью миниатюрного скальпеля препарирует барабанную перепонку и отгибает ее. Стремечко расшатывается крохотным вилкообразным мобилизатором, а окна среднего уха очищаются тонюсеньким, но тем не менее тупым зондом. Иногда при далеко зашедшей болезни слуховые косточки повреждаются. Тогда хирург вставляет в полость среднего уха микроскопические протезы из синтетического материала тефлона. Эту работу можно сравнить разве что с подковыванием блохи.

Михаил Яковлевич известен бакинцам как специалист по костно-черенным и пластическим операциям. Он спасал жизии многим людям с заболеваниями мозга и в то же время многим исправлял носы — делал их короче, длиннее или прямее по желанию «заказчика».

4