Техника - молодёжи 1975-03, страница 9

Техника - молодёжи 1975-03, страница 9

СЮРПРИЗЫ

НЕ ИЗГЛАДИТСЯ В ПАМЯТИ ПОТОМКОВ ВЕЛИКИЙ ПО

йвиг СОВЕТСКОГО НАРОДА, СПАСШЕГО МИР ОТ ФА-1ИЗМА БОЛЬШОЙ ВКЛАД В ОБЩЕНАРОДНУЮ ПОБЕДУ ВНЕСЛИ СОВЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ И ИНЖЕНЕРЫ, РАБОЧИЕ НОВАТОРЫ, СОЗДАТЕЛИ ГРОЗНОГО ОРУЖИЯ ДЛЯ СОВЕТСКОЙ АРМИИ. СЕГОДНЯ МЫ ПРОДОЛЖАЕМ ПУБЛИКАЦИЮ ЦИКЛА СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОРУЖИЮ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (см. также «ТМ > Ми 2, 1975 г.)

Материал подготовили инженер ВАДИМ ОРЛОВ и кандидат технических наук ВАДИМ МУХАЧЁ6

К 30-летию Великой Победы

КОНСТРУКТОРОВ

«Я мысленно предстаяляю себе линию фронта и слышу то здесь, то там длинные очереди, которые дают наши автоматчики. Кончились времена, когда наглый гитлеровец поливал огнем из своего автомата «от пуза», строчил налево и направо, пытаясь нагнать страх на наших людей. Армия наша насыщена автоматами — ладным, простым, безотказным оружием».

Так писал в самый разгар Курской битвы конструктор Г. Шпагии. В своей статье он рассказал, как беседы с бойцами на фронте помогли ему создать для наших пехотинцев пистолет-пулемет ППШ

«С самого начала я поставил перед собой цель, чтобы новое автоматическое оружие было предельно простым и несложным в производстве. Если по-настоящему вооружать огромную Красную Армию автоматами, подумал я, и попытаться это сделать на базе принятой раньше сложной и трудоемкой технологии, то какой же неимоверный парк станков надо загрузить, какую огромную массу людей надо поставить к этим станкам! Так я пришел к мысли о штампо-сварной конструкции.

Надо сказать правду, даже знатоки оружейного производства не верили в возможность создания штамло-сварного автомата и в глаза и за глаза посмеивались надо мной: Шлагин, мол, фантазирует... Но я был убежден, что мысль моя правильная».

Дать фронту предельно простое оружие — эта идея владела умами многих советских конструкторов. В историю военно-технической мысли навсегда войдут стремительно освоенные нашей оборонной промышленностью «катюши», удивительные по простоте минометы системы Б. Шавырина, бронебойные ружья В. Дегтярева, пушки, созданные коллективами главных конструкторов Ф. Петрова и В. Грабина.

Наши конструкторы хорошо понимали: только очень простые, легкиа в освоении промышленностью образцы могут дать решающий на войне выигрыш времени и позволить в считанные месяцы выпустить десятки, сотни тысяч единиц вооружения. И в тылу шла напряженная битва, получившая название «войны умов». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию несколько малоизвестных страниц из истории этой битвы конструкторских идей.

«Тигры» горят

Одной из самых популярных боевых машин Великой Отечественной войны был штурмовик Ил-2. Он брал на борт до 600 кг бомб и мог наносить сокрушитель

ные удары по живой силе, артиллерии и дотам противника. Гитлеровцы прозвали этот самолет «черной смертью». От его бомбовых ударов не могла спасти даже броня.

Массированные атаки с воздуха против немецких танков были одними из «сюрпризов», приготовленных нашими конструкторами ь военачальниками к моменту переломного сражения на Орловско-Курской дуге. К июлю 1943 года по указанию Ставки были изготовлены и доставлены на фронт сотни тысяч мелких бомб длиною около 30 см и весом всего 1,5 кг. Выглядели они, прямо скажем, несолидно. Но одного попадания во вражеский танк оказывалось достаточно, чтобы его броня пробивалась насквозь, а сам он загорался. Устройство «малютки» было принципиально новым — в ней применялся направленно-концентрированный, или кумулятивный, заряд.

— Уже в начале войны, — вспоминает генерал-майор в отставке П. Рыжаев, — мы убедились: обычные фугасные и осколочные бомбы в борьбе против танков неэффективны. Бомба весом 100 кг пробивала своими осколками броню толщиной 30 мм только при разрыве на расстоянии не более 5 м от танка. А сколько таких бомб мог взять штурмовик Ил-2? Всего 4 штуки. Да и то при полете на большой скорости не было уверенности, что каждая из них поразит цель.

Были у нас и ампулы со смесью, самовоспламенявшейся на воздухе. Как только ампула разбивалась вблизи вражеского танка, тот сразу окутывался огненным облаком и горел. Но сосуды со смесью были небезопасны при транспортировке. Малейшая течь могла привести к аварии. Поэтому летчики брали ампулы неохотно.

И вот в середине 1942 года изобретатель Иван Александрович Ларионов предложил командованию ВВС конструкцию легкой бомбы кумулятивного действия. Предложение встретило поддержку командования, хотя автор не был известен именно как конструктор новых типов бомб. Последовала серия испытаний, последнее из них проходило 21 апреля 1943 года. На полигоне были выставлены танки разных марок, орудия, в том числе захваченная у немцев самоходная артустановка «фердинанд», на земле разложены стальные плиты и железнодорожные рельсы.

Действие нового боеприпаса произвело на всех присутствующих большое впечатление. В тот же день Государственный Комитет Обороны вынес решение об изготовлении миллиона ПТАБов — противотанковых авиационных бомб. Заказ исполняло более 150 пред-

7