Техника - молодёжи 1975-05, страница 23

Техника - молодёжи 1975-05, страница 23

что процесс возрождения города займет 100 или, в лучшем случае, 50 лет.

Различными были мнения и об организации восстановительных работ. Кое-кто предлагал закрыть город и пустить население туда спустя 'несколько лет, когда специальные батальоны строителей закончат хотя бы первый этап работ. Такие батальоны действительно были созданы, и они для Варшавы сделали многое, как, впрочем, и другие инженерные подразделения Войска Польского. Но варшавяне не стали ждать, пока для них восстановят город и создадут в нем нормальные условия жизни. Они сами, стихийно возвращались к руинам и брались за дело. Рабочие шли на разрушенные заводы и, не обращая внимания на владельцев (декрет о национализации промышленности был издан позже), занимали их, ремонтировали уцелевшие станки, оставшееся оборудование и начинали выпускать простейшую продукцию. Работники городских служб приступили к частичному исправлению коммунальных систем. Архитекторы, градостроители, инженеры предлагали свои услуги Бюро отстройки столицы — знаменитому БОСу. Сотни, а потом тысячи добровольцев занимались расчисткой развалин. Даже популярные варшавские торговцы внесли свой вклад в возрождение столицы: уже через несколько дней после освобождения на разрушенной и выгоревшей Мар-шалковской улице можно было получить тарелку горячего супа или чашку чаю.

Патриотизм и стойкость варшавян поддержала вся страна. Призыв Польской объединенной рабочей партии — «Весь народ строит свою столицу» — нашел широкий отклик. Отовсюду поступали денежные переводы, посылки с вещами, был создан Общественный фонд восстановления столицы. В то время родились прекрасные традиции, например участие в «варшавских сентябрях».

Большую помощь Варшаве оказал Советский Союз. Еще осенью 1944 года, когда линия фронта проходила по Висле, советские поставки продовольствия спасли от голодной смерти население Праги. А в начале 1945 года немало продуктов питания пожертвовали братские советские республики — Литовская, Белорусская, Украинская. Москва подарила польской столице 500 финских домиков, сборка которых опередила строительство «настоящих» жилых домов. А 30 московских троллейбусов были среди тех, с которых началось возрождение варшавского транспорта.

Глубокую благодарность варшавян заслужили солдаты Советской Ар

мии. И не только как освободители: советские саперы построили первый (деревянный) мост через Вислу, временно восстановили транспортный мост. Они же вместе с польскими соратниками по оружию разминировали руины, ввели в действие электростанцию и радиостанцию.

Итак, варшавяне приступили к восстановлению своего города. ■В первую очередь были разминированы развалины, расчищены главные артерии города, лущены электростанция, водопровод система канализации, отремонтированы сравнительно мало поврежденные здания, возвращающееся население было обеспечено рабочими местами. Специалисты провели тщательный учет р<13рушений и сохранившегося имущества и построек, после чего стало возможным разработать проект генерального плана восстановления.

И тут появились новые трудности — на сей раз теоретического характера. Многие хотели восстановить Варшаву «такой, какой она была». .Но наивность этого положения, не учитывавшего хотя бы того, что довоенная Варшава обладала многими негативными чертами, свойственными стихийному капиталистическому градостроению, таила и рациональное зерно: речь шла о сохранении наследия и традиций города. И трудно было согласиться со сторонниками противоположной точки зрения, считавшими, что столицу следует строить заново, не оглядываясь в прошлое. У этой концепции были свои технические и урбанистические обоснования, но она опасно игнорировала как историческую преемственность, так и то, что даже в столь сильно разрушенном городе уцелели постройки, нуждающиеся в сохранении.

В первом проекте плана восстановления города, который БОС представил уже в марте 1945 года, было принято компромиссное решение. Оно в отличие от стереотипного взгляда на этот термин представляло собой смелый и весьма новаторский образец градострои-тельской идеи. Специалисты постановили строить столицу «прекраснейшую, чем когда-либо». Это означало существенное изменение облика города по сравнению с его довоенным состоянием. Предусматривалось не только восстановление уничтоженных на 90% исторических памятников и комплексов, относительно мало разрушенных новых построек, но и сохранение в значительной степени структурного уклада Варшавы.

Босовская концепция строительства и развития Варшавы появилаа не на пустом месте. Архитекторы и градостроители задумывались над

А®

Сергей Гаврилович СИМОНОВ

Автор первой автоматической винтовки АВС-36, принятой на вооружение Красной Армии в 1936 году, начал свою конструкторскую деятельность под руководством В. Дегтярева и В. Федорова. АВС-36 успешно выдержала испытания на всесоюзном конкурсе. Винтовка работала в автоматическом режиме — стрелок мог вести огонь очередями, как из легкого ручного пулемета. Талантливый оружейник создал надежные конструкции коробчатого магазина на 15 патронов, простого и безотказного спускового механизма, который позволял вести одиночный и автоматический огонь.

В первые месяцы Великой Отечественной войны Симонов разработал 14,5-мм противотанковое ружье ПТРС, оснащенное магазином на 5 патронов. В боекомплект ружья входили патроны с бронебойно-зажигательными пулями со стальным и металлическим сердечниками.

Стрелку достаточно Сыло прицелиться и нажать спуск. Перезарядка осуществлялась автоматически. В боевой обстановке ружье легко переносили два бойца. ПТРС применяли для борьСы со средними и легкими танками м бронемашинами на дистанции до 500 м. Случалось, из ружей вели огонь по пулеметам, орудиям, амбразурам дотов и дзотов, самолетам. Важную роль ружья сыграли в отражении натиска фашистской военной машины в первом периоде Великой Отечественной войны. После войны на вооружение Советской Армии был принят карабин конструкции Симонова.

Талантливый оружейник удостоен звания Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии, награжден многими орденами и медалями.