Техника - молодёжи 1975-05, страница 22

Техника - молодёжи 1975-05, страница 22

» S?' «*•

Ш v: T

Дотла разрушенный Муранов — один из центральных районов Варшавы (фото 1945 года) и красавец город 30 лет спустя. Этот контраст наглядно демонстрирует величие подвига народа, возродившего свою столицу.

Возрожденная Варшава

ТАДЕУШ ШЕМЕЛЕВИЧ, магистр архитектуры, главный архитектор Варшавы

Первые гитлеровские бомбы упали на Варшаву на рассвете 1 сентября 1939 года, а последние бои за ее освобождение закончились 17 января 1945 года. Поэтому для столицы Польши вторая мировая война длилась 1965 дней, причем 1934 дня она была (вся или частично) оккупирована врагом.

Варшавская операция, принесшая городу полное освобождение (в сентябре 1944 года удалось освободить часть Варшавы, расположенную на правом берегу Вислы, — Прагу), была проведена силами 1-го Белорусского фронта, которым командовал маршал Г, Жуков. В ней участвовали две советские армии — 47-я и 61-я и 1-я армия Войска Польского.

Захватчики разрушили около В5% зданий столицы Польши. Из 1,3 млн. варшавян погибло до В00 тыс., а еще 300 тыс. было депортировано. Все эти разрушения и людские потери не были связаны с непосредственными военными действиями, а явились результатом преступной политики «третьего рейха». Сохранился любопытный документ, озаглавленный «Варшава — новый немецкий гЪрод». В нем описывается план превращения польской столицы в провинциальный немецкий городок с 120 тыс. обывателей. На документе дата: 6 февраля 1940 года. А 4 года спустя, в августе 1944 года, Гитлер отдал приказ: Варшаву сровнять с землей, а ее жителей уничтожить...

На улицах Варшавы еще гремели бои, а Временное правительство страны — Крайова рада народова — приняло решение восстановить город и оставить за ним статус столицы. Если учесть размеры разрушений, то нельзя не признать смелости этого решения. Тем более что и в самом правительстве сначала не было единодушия. Одни предлагали перенести столицу в Лодзь или какой-нибудь другой крупный город, более-менее сохранившийся. Другие считали: надо построить столицу заново, в другом месте. И даже после того, как решение было принято, некоторые иностранные наблюдатели открыто сомневались в том, что поляки справятся со столь трудным делом, пророчили,

20