Техника - молодёжи 1976-11, страница 8

Техника - молодёжи 1976-11, страница 8

ние сырьевых ресурсов, которыми богата наша Земля, но резервы которых не безграничны. Здесь я хочу остановиться на одном специфическом вопросе, которому мы уделяем пока слишком мало внимания. Речь идет о наиболее полном и эффективном использовании как исходных материалов, так и готовой продукции.

Несомненно, уже сегодня мы в состоянии выпускать автомобили, стиральные машины, холодильники и многие-многие другие предметы широкого потребления со сроком службы 20—30 лет, то есть гораздо более продолжительное время, чем используются ныне производимые изделия. Не приведет ли это к чрезмерному удорожанию продукции? Думается, что при правильном подходе к решению вопроса такая опасность нам не грозит Мы располагаем естественными и синтетическими материалами, обладающими отличными эксплуатационными качествами, в том числе весьма высокой износоустойчивостью. Но сколь эффективно используем мы эти достоинства современных материалов? Ведь нередко изделия списываются в утиль при выходе из строя какого-либо узла, а то и детали, тогда как в целом тот же холодильник или автомобиль вполне способен служить и дальше. Проблема достижения оптимального ресурса изделий, максимального продления срока их жизни хотя и сложна, но вполне разрешима уже на нынешнем этапе развития науки и техники.

Не следует забывать и о том, что запасы сырьевых ресурсов истощаются со всевозрастающей скоростью. И видимо, некоторых материалов, которые мы сегодня так нерационально используем, через 50—100 лет челозеку будет не хватать. Один из путей решения проблемы '«сырьевого голода» видится в том, чтобы заменять применяемые ныне материалы другими, более доступными или более распространенными. К примеру, во многих случаях можно широко и эффективно использовать стекло, поскольку силикатами мы располагаем практически в неограниченном количестве. А если говорить о стеклянных волокнах, то они не только служат заменителями, скажем, текстильных волокон, но и по ряду показателей превосходят их: не горят, не сминаются, легко стираются и т. д. ...Но я, видимо, углубился в детали, связанные с моей научной специализацией. Хочу лишь на своем примере подчеркнуть, что решение проблемы сырьевых ресурсов можно и должно искать в самых разных направлениях, поскольку проблема эта является комплексной и многоплановой.

«УСКОРИТЬ ВНЕДРЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ В МЕЛИОРАЦИЮ, ОБЕСПЕЧИТЬ ДАЛЬНЕЙШУЮ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАБОТ...»

Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976— 1980 годы»

Собравшиеся в тот жаркий летний

день в степи под Симферополем были далеко не новички в строительстве ирригационных систем. Каждый имел за плечами опыт прокладки каналов. Тем не менее, когда по полю двинулся шнекороторный экскаватор ЭТР-301, всех охватило ощущение чего-то необыкновенного. За кормой этого степного корабля оставался готовый канал глубиной 3 м и шириной 13 м. Хоть сейчас воду пускай.

Так работники Всесоюзного промышленного объединения Союзме-пиормаш впервые продемонстрировали на объектах треста Крымканал-строй вновь созданные машины. Мы говорим — машины, потому что экскаватор ЭТР-301 работает в комплексе с бетоноукладчиком тоже новой конструкции. Присутствующие при этой демонстрации инженеры были немало удивлены. Многие из чих помнили, как копали Большой Ферганский канал: кетменями, лопатами, землю на арбах отвозили. Да и всего десять лет назад для выемки грунта в распоряжении мелиораторов были лишь обычные одноковшовые экскаваторы, для бетонирования же каналов применялись ручная укладка и вибротрамбовка.

О недостатках ручной техники говорить не приходится, но и одноковшовые экскаваторы, как известно, имеют огромный недостаток — периодичность действия. Только треть общего времени рабочего цикла затрачивается непосредственно на ко-тание и выемку грунта, а две трети — на поворот, высыпание, возвращение к рабочему месту пустого ковша. Слишком много действий совершает машина, а значит, и человек, управляющий ею. За один цикл работы ковша экскаваторщик должен 18—20 раз включить разные рычаги управления. А за смену совершаются сотни тысяч циклов. Даже для специалистов высокой квалификации это очень большая нервная и физическая нагрузка.

А объем мелиоративных работ с каждым годом растет. Подсчеты показали, что если всю программу мелиорации выполнять одноковшовыми экскаваторами, то количество их надо будет увеличить в четыре раза. А о ручном бетонировании и говорить нечего.

Конечно, первое, что приходит в голову конструктору, — заменить одноковшовый экскаватор многоковшовым. Расположить ковши по периферии большого колеса — ротора,— и они будут вгрызаться в землю непрерывно. Производительность возрастет, экскаваторщику будет несравненно легче. Но...

Оросительные каналы отличаются глубиной, шириной, углом наклона боковых стенок, очертанием дна. Одноковшовый экскаватор имеет од

но неоспоримое достоинство — универсальность. Он, подобно большой лопате, может копать каналы разной величины и профиля. Каждый из известных к началу 70-х годов роторных экскаваторов мог копать канал лишь одного определенного размера и сечения. Следовательно, сколько размеров каналов столько нужно и типов машин. Таким образом, требования повышения производительности машин вступили в противоречие с требованиями универсальности. Необходимо было найти другое техническое решение. За поиск взялся Всесоюзный научно-исследовательский институт землеройного машиностроения (ВНИИземмаш), Брянский завод ирригационных машин, другие заводы, объединение Союзмелиор-маш, организации Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР. В результате совместной работы и появился комплекс машин для мелиоративного строительства.

В конструкциях этих машин заложен целый ряд оригинальных изобретений, многие из которых запатентованы за границей.

Прежде всего требовалось создать

ОПЕРАЦИЯ «ВНЕДРЕНИЕ»

ГЛУБОКИЙ СЛЕД

СТЕПНОГО

КОРАБЛЯ

РОМЭН ЯРОВ

6