Техника - молодёжи 1977-04, страница 33

Техника - молодёжи 1977-04, страница 33

ухватились за реактор: для них соображения экономичности и рентабельности роли не играют. Для них важны только преимущества.

25 тысяч миль под водой. 17 января 1955 года с береговых постов в Гротоне заметили в море вспышки сигнального прожектора. Командир первой американской атомной подводной лодки «Наутилус» передавал: «Идем на атомной энергии!»

Американский популяризатор

Н. Полмер утверждает, что в США всерьез задумались о постройке ядерного двигателя еще в начале 30-х годов, когда ученые многих стран пришли к выводу — утилизация атомной энергии возможна. Но во время второй мировой войны научные силы срочно перебросили на «Манхеттенский проект» — создание атомной бомбы.

К прежней идее они вернулись только в конце 40-х — начале 50-х годов. Американская военщина начала атомное судостроение с боевой подводной лодки.

«Наутилус», благополучно вернувшийся из плавания, послужил козырной картой в руках поборников гонки вооружения. Началась «ядерная горячка». Верфи США лихорадочно строили новые субмарины, заказчики торопили судостроителей, и те нередко приступали к очередной серии, не убедившись в надежности прототипов. А это оборачивалось авариями и трагедиями: так, в 1963 году «Трешер», а спустя 5 лет «Скорпион» бесследно исчезли в пучинах океана вместе с экипажами

Но ничто не могло остановить военные круги США. Следом за торпедными последовали ракетные подводные лодки типа «Дж. Вашингтон».

По мере увеличения числа субмарин стремительно росла и их стоимость. Весной 1975 года конгресс утвердил программу строительства 10—11 ракетоносцев типа «Огайо», первый из которых должен отправиться в плавание в 1978 году. Эти лодки (водоизмещением 18 750 т) своим размером намного превосходят и реальный и фантастический «наутилусы». Достаточно сказать, что их высота равна высоте 4-этажного дома, а длина — длине двух футбольных полей. Столь внушительный корпус нужен для того, чтобы, помимо всего прочего, вместить и 24 ракеты «Трайдент» (дальность — 7500 км). Но, пожалуй, американских налогоплательщиков поразило другое: цена каждой субмарины 603 млн. долларов — в 6 раз больше, чем, например, знаменитого линкора «Миссури», на борту которого в 1945 году была подписана капитуляция Японии!

В свое время адмирал X. Рико-вер — инициатор «ядерной горячки» — мечтал о том, что американ

ский атомный флот станет единственным властелином океанских глубин. Но его расчетам не суждено было сбыться: в 1963 году вступила в строй первая английская атомная субмарина «Дредноут». За нею последовали другие лодки, и сейчас королевский флот имеет и строит 19 подводных атомоходов.

Французские же судостроители пошли своим путем. Судя по их прогнозам, к 1985 году в списках ВМС Франции будет числиться 16 торпедных и 6 ракетных атомных субмарин.

Мощным флотом подводных атомоходов располагает Советский Союз. О том, какиё качественные изменения принес субмаринам реактор, свидетельствует рост их энерговооруженности в 100 раз, увеличение глубины погружения в 5 раз и скорости хода под водой в 3—4 раза (по сравнению с лодками Великой Отечественной войны). Наши атомоходы под командованием капитанов 2-го ранга Жильцова и Сысоева дважды — в 1962 и 1963 годах — всплывали на Северном полюсе, а в феврале — марте 1966 года группа подводных лодок контр-адмирала А. Сорокина совершила кругосветное путешествие, оставив за кормой 25 тыс. миль!

Итак, ядерный двигатель сделал подводную лодку по-настоящему подводной. А что он дал надводным боевым кораблям?

...Подсчитали — прослезились. В середине 50-х годов ВМС США решили создать мобильные соединения атомоходов, состоящие из ударного авианосца, ракетного крейсера и корабля сопровождения — фрегата.

В конце 1957 года (чярез 1,5 года после закладки первого надводного атомохода — ледокола «Ленин») началось строительство крейсера «Лонг Бич», а спустя еще два месяца — авианосца «Энтерпрайз» (85 350 т).

Но... эти корабли и спущенные на воду (1959—1967 годы) фрегаты «Бейнбридж» и «Трекстан» остались в одиночестве. Серию отменили из-за дороговизны.

Только в конце 60-х — начале 70-х годов, когда Пентагон принял так называемую «океанскую стратегию», строительство атомоходов было продолжено. В 1968 году на одной из верфей заложили «Ч. Ни-миц» — головной в серии из четырех ударных авианосцев. Такие корабли (водоизмещением 91 400 т) способны год находиться в плавании с 90 самолетами на борту, а силовая установка мощностью 260 тыс. л. с. позволяет им развивать скорость более 35 узлов.

Одновременно с «Ч. Нимицем» было начато строительство пяти фрегатов типа «Калифорния» (10 150 т)

и четырех типа «Вирджиния» (11 000 т).

«Ядерная горячка» давала свои плоды. Дело дошло до того, что в

1974 году была официально одобрена идея Риковера — строить все надводные корабли с атомными силовыми установками. В 1975 году президент Дж. Форд выпросил у конгресса дополнительно 1,2 млрд. долларов на атомный ударный крейсер водоизмещением 14 000 т. Американская пресса назвала это событие «важной победой адмирала X. Риковера»... Как говорится, комментарии излишни.

Однако постепенно приходило отрезвление. В конце того же года^ морской министр Миддельдорф подтвердил, что за «Ч. Нимицем» последуют однотипные «Д. Эйзенхауэр» и «К. Винсон», но вот четвертый корабль строиться не будет. Военных ошарашила огромная стоимость атомоходов. Скажем, проектируемый ударный крейсер обойдется в 600 млн. долларов, а «Ч. Нимиц» уже влетел в 2 млрд. Прибавьте стоимость его авиационной техники, и получите астрономическую цифру — 6 млрд.! Но самое главное — этот авианосец, вступивший в строй 3 мая

1975 года, успел устареть, и его придется модернизировать. Значит, нужны новые миллионы...

Наблюдая за зигзагами американской военной мысли, другие страны не спешат браться за постройку надводных боевых атомоходов. Разве только Франция собирается к 1980 году спустить на воду сравнительно небольшой (16 400 т) атомный вертолетоносец «Де Голль».

Благодаря последовательной политике нашей партии и правительства, активной деятельности прогрессивной мировой общественности позиции адептов «холодной войны» ослаблены. Специалисты в области атомного судостроения все чаще обращаются к опыту постройки и эксплуатации перспективных атомоходов мирного назначения, и в первую очередь советских ледоколов.

Победители льда. Решая, каким быть первому отечественному атомоходу, наши специалисты тщательно оценили условия, в которых ядерная силовая установка оказалась бы максимально полезной. И после многих прикидок остановились на ледоколе.

Ледоколу приходится подолгу бывать в плавании, продлевая навигацию в замерзающих портах. Кроме автономности, от него требуется и большая мощность, способность эффективно сокрушать толстые льды. Ядерный двигатель предоставлял ледоколу и ту и другую возможности.

В 1956 году группа конструкторов, возглавляемая В. Негановым, закон-

1974