Техника - молодёжи 1978-04, страница 38

Техника - молодёжи 1978-04, страница 38

В 1972 году в океан вышло невиданное доселе судно науки — белоснежный огромный (водоизмещением 45 тыс. т) корабль «Космонавт Юрий Гагарин» с внушительными (диаметром 27,5 м) чашами антенн над верхней палубой. Под стать размерам н научное оборудование — 110 лабораторий для 280 научных работников! Его главная задача — разбираться, что происходит там, где атмосфера смыкается с космосом. А вот американцы в 1958— 1962 годах для слежения за спутниками и космическими объекта ми переделали с десяток старых, военной еще постройки транспортов «либерти». Потом к ним прибавили два больших (16 тыс. т) судна типа «Генерал Хойт Вандер-берг» с наимощнейшим радиотехническим оборудованием.

Гидрографические, гидрофизнче ские, геомагнитные, геологические (геологией несколько лет занимался прославленный ледокол «Красин»), метеорологические, исследователи атмосферы и космоса — вот далеко не полный перечень специальностей современных НИС. Но сейчас речь пойдет о судах, призванных помогать рыболовам. Вспомните: первые российские и советские корабли науки «Андрей Первозванный» н «Персей» занимались именно этой работой.

Помощники рыбаков

Чтобы добывать много рыбы, следует знать не только, как она мигрирует и где собираются са мые крупные косяки, но и массу прочих сведений о биомассе океана, свойствах морской воды, температурном режиме и т. п. Повысить уловы можно и усовершенствовав методы и орудия рыбного промысла. Этими-то проблемами и занимаются наследники легендарного «Персея».

К ним в первую очередь относятся те же самые обычные траулеры, только с лабораториями и соответствующим оборудованием на борту. Это и «Откупщиков» (бывший СРТ), и «Академик Кни-пович» (СРТР), и «Антарес» (СРТМ). В 1968 году поднят флаг на «Персее-3» — недавнем большом морозильном рыболовном траулере, оснащенном ихтиологической, химической, биологической и океанографической лабораториями. Сам этот перечень дает наглядное представление, какими проблемами занимаются работники третьего судна, носящего славное имя флагмана Плавморнина. Кстати, аналогичным по назначению является и знакомое многим по телевизионно

му Клубу кинопутешествий «Кал-листо».

В Польской Народной Республике построен НИС «Профессор Седлец-кий» с сорока лабораториями и постами общей площадью 1540 кв. м. На нем изучают миграцию рыб, технику лова, заодно опробуя новые образцы рыболовного снаряжения.

В антарктических водах плавали западногерманские НИС «Вепьтер Хервиг» н экспериментальный траулер, отрабатывавшие приемы ловли криля, которому, похоже, предстоит почетная роль в меню человека завтрашнего дня.

Конечно, говоря о судах, при званных работать на рыбаков, нельзя не упомянуть о подводной лодке «Северянка».

В 1958 году Советское правительство приняло решение разоружить одну из подводных лодок и превратить ее в необычное НИС. Теперь специалисты через иллюминаторы моглн своими глазами наблюдать за косяками рыбы и за "работой различных тралов.

Вскоре у нас появились н субмарины, специально спроектированные для научных целей... Но, пожалуй, пора уже рассказать и о новейшем судне комплексного назначения.

«Профессора» уходят в океан

В 1970—1974 годах кашн ученые получили десять океанографических кораблей типа «Дмитрий Овцын». И как только моряки и учелые убедились, что эти суда ведут себя превосходно, Академия наук заказала финской верфи «Лаватеолли-суус» следующую серию НИС, образцом для которой послужил тип «Дмитрий Овцын». Проектировщики постарались уложиться в рамки 1000—2000 т водоизмещения, обеспечив прн этом новым судам хорошую мореходность и автономность в любых широтах, кроме полярных.

В мае 1976 года заказчики получили головное судно нового проекта «Профессор Богоров» (см. центральный разворот журнала). На его борту находятся 11 лабораторий, предназначенных для изучения геологин, гндрохимнн, гидрофизики (и т. п.) моря. Новое НИС оборудовано эхолотами, специальной аппаратурой для сейсмических исследований, есть на нем фотолаборатория и вычислительный центр. Полученные сведения поступают в пункт сбора информации, а пробы грунта и другие материалы хранятся до конца рейса в четырех особых помещениях общей площадью 145 кв, м.

Любому капитану не мешает всегда знать координаты своего суд на, но для океанографического корабля прн нх определении необхо дима особая точность, от этого зависит успех всей экспедиции. На «Профессоре Богорове» уста но вили новейшую навигационную систему, состоящую нз ЭВМ, датчи ка навигационной информации, получаемой со спутников, двух гирокомпасов и электрического лага. Система сложноватая, зато место нахождения НИС в океане можно установить с точностью до десятков метров. А автоматизированное управление позволяет «Профессору Богорову» не только самостоятельно идти по заданному курсу, но столь же самостоятельно, по одной программе, делать повороты до че тырнадцати рав

Максимальную скорость в 13,5 узла этому кораблю обеспечивает четырехтактный шестниилиндро-вый дизель с турбонаддувом, работающий на четырехлопастной винт регулируемого шага. Маневренность судна, его способность держаться на месте без якорей (что особенно важно прн стоянках на кнлометро вых глубинах) гарантирует подруливающее устройство.

И последнее — команда и ученые не без комфорта размещены в каютах на одного, двух н трех че ловек с кондиционированным возду хом, причем успокоители качки «Майерформ» не только избавляют людей от малоприятной морской болезни, но и создают нормальные условия работы.

Да, те, кто теснился в узких каютах «Витязя-1» или же плавал на скромно оборудованном «Андрее Первозванном», и не мечтали о таком корабле.

* * *

В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы» подчеркивается: необходимо «расширить комплексные исследования Мирового океана».

Программа эта уже выполняется — только в 1976 году в океанах работало до 100 экспедиций. И столько же в прибрежных водах и во внутренних морях.

Ныне наш флот науки — один из крупнейших в мире, в его составе более 150 разнообразных кр раблей — от переоборудованных траулеров до таких гигантов, как «Космонавт Юрий Гагарин» и «Космонавт Владимир Кома ров».

Он постоянно пополняется все новыми кораблями — потомками того макаровского корвета, чье имя увековечено на фронтоне Океанографического музея в Монако.

36