Техника - молодёжи 1978-10, страница 58

Техника - молодёжи 1978-10, страница 58

ЛЕВ СУДИЛОВСКИЙ, инженер

ПАРЯЩИЕ

тумблеру автомата. Он схватил меня ja руку.

— Ты что, спятил?.. Вздумал пойти по пути Канова?..

— Да, да, да! — кричал я. — Автомат не работал, потому что был включен телескопический обзор. Он видел космос своими глазами. Он... своими глазами —Мне не хватало слов, чтобы доказать, убедить их.

Но и этого оказалось достаточно. Мы как завороженные следили за медленно тянущейся рукой Трошина и со щелчком тумблера впились глазами в экраны...

Огромный диск планеты был покрыт сотнями рисунков. Живые фрески из многоцветных лесов шли поясами, рассказывая с помощью знаков, геометрических фигур и неизвестной письменности историю обитателей планеты. В ее центре было изображено звездное небо. Смуглая прекрасная женщина бежала там среди светил, придерживая за руку смеющегося малыша. Оиа махала нам, прощаясь, свободной рукой, торопилась и никак не могла убежать.

— Посмотрите вон иа те знаки, — шепчет Володя. — Они расшифровывают центральную фреску. Похоже, речь идет о переселении к другой звезде.

— А вон «ожерелье»! — кричит Р.1я. — Ведь это те голубые озера, что vbi видели.

Я молчал. Потом, уже на Земле, мы окончательно сумели понять: как ни крепки металл и камень, как ни бессмертны сигналы, странствующие в космических безднах, по-настоящему вечна только жизнь Особенно в масштабах планеты Пожалуй, трудно было мыслящим существам придумать, уходя, нечто более разумное и надежное, чем это всеобщее программирование природы как единого произведения искусства, живой н самообновляющейся записи информации. Любой информации, запечатленной на планете-панио и видимой за миллионы километров.

А тогда я смотрел на планету Канова и вспоминал Сикейроса. Сотни лет назад ои первым записал такую мысль: «Леонов дал уже нам пример, выйдя из кабины. И я не удивлюсь, если в следующий раз вместо фотоаппарата он возьмет с собой в космос краски. Кто знает1 А вдруг мне повезет, и ои пригласит и меня разрисовывать стены на других планетах...»

Да, лишь теперь мы убедились, что для настоящего мастера, для настоящего художника вся вселенная— это вместилище его таланта. Это бескрайняя мастерская. И еще я почувствовал в конце концов, что Канов мог действительно про все забыть и даже про собственную смерть, встретив наконец в космосе долгожданный Разум.

Два первых десятилетня нынешнего века по праву считаются эрой дирижаблей. Аэростаты всегда зависели от стихии, самолеты были еще хрупки и ненадежны Поэтому настоящими властелинами шестого океана стали огромные цеппелины. Однако сооружение летательного аппарата длиной более двухсот с лишним метров уже само по себе представляет серьезную проблему. И надо отдать должное инженерам того времени — они иашли блестящий выход из столь затруднительного положения, позаимствовав для кораблей воздушных элементы кораблей морских. На дирижаблях появились шпангоуты, стрингеры, отсеки — в последних находились баллонеты с водородом, который и позволял этим гигантам спокойно плавать в воздухе. А когда повзрослевший самолет вытеснил дирижабли с воздушных трасс, опытом авиационников поспешили воспользоваться земные строители. Им пришлись по душе особенности набора цеппелинов, в котором четко разделялась работа решетчатых элементов на изгиб и сжатие, а тросовых — на растяжение. Так появились легкие и прочные каркасные конструкции.

Но этим дело не ограничилось: о металлических аппаратах легче воздуха вспомнили еще раз. Разрабатывая 300-метровый павильон для планировавшейся в 1972 году Всемирной выставки в районе Теплого стана, московские архитекторы задумали облегчить среднюю часть его крыши, сделав ее «дирижабельной», иными словами, парящей. Экономия металла в этом случае составила бы, по крайней мере, полторы тысячи тонн.

Два года назад такие же перекрытия я предложил для крытого стадиона, строящегося к 0лнмпиаде-80 в Москве, на проспекте Мира. Предполагалось, что кровлю нетрудно передвинуть: встроенные в нее баллоны с гелием обеспечивают ей необходимую «плавучесть», а три вер

толетных движителя направят в нужное направление.

По другому варианту парящее перекрытие должно быть стационарным, удерживаемым на месте исключительно прочными стальными анкерными устройствами

И в том и в другом случае кровлю следовало собирать из гофрированных алюминиевых листов, уложенных иа металлическую структурную решетку высотой полтора метра с квадратными (3X3 м) ячейками. Расход стали при этом вряд ли превысил бы 30—40 кг на м2 перекрытия, в то время как при обычном варианте требуется не менее 120—150 кг/м2.

Сооружение парящего перекрытия предполагалось поручить Домодедовскому заводу металлоконструкций Министерства электростанций — это предприятие давно уже изготавливает легкие решетчатые конструкции опор и мачт для линий электропередачи.

Принцип дирижабельной конструкции позволяет не только экономить металл, но и сокращать сроки и стоимость монтажных работ. Ведь сборка ведется не на высоте, а на земле н не зависит от прочих операций строителей — по благоустройству, возведению колонн, стен... Более того, невесомую крышу можно собрать и вдали от стройплощадки, а потом, в готовом уже виде, отбуксировать по воздуху и аккуратно посадить на предусмотренное проектом место. Преимуществ достаточно.

Но парящие перекрытия нужны не только большому спорту. Они пригодятся и при возведении большепролетных сооружений, где немаловажное значение имеет сокращение собственного веса конструкции. Прибавьте к этому и объекты особой срочности, воздвигаемые в районах, удаленных на тысячи километров от индустриальных центров.

Но сразу же заметим — применение невесомых дирижабельных на-

56

СМЕЛЫЕ ПРОЕКТЫ