Техника - молодёжи 1978-11, страница 56

Техника - молодёжи 1978-11, страница 56

он в заметках к «Диалектике природы», — следующее: то, что можно подвести под законы, что, следовательно, знают, то интересно, а то, чего нельзя подвести под законы, чего, следовательно, ие знают, то безразлично, тем можно пренебречь. Но при такой точке зрения прекращается всякая наука, ибо наука должна исследовать как раз то, чего мы не знаем».

Между тем «непонятное» редко становится известным еще кому-то, кроме самих очевидцев и ближайшего круга их родственников н знакомых.

То, что наблюдения читателей нашли дорогу на страницы журнала, тоже в какой-то мере случай ность. Причин тому много. Здесь и «информационный кризис», и недоверие к сообщениям «неспециалистов», н «пограничный» характер многих «исключений», не охватывающих целиком ни одной из существующих дисциплин. И, конечно, отнюдь не каждый странный случай, опубликованный в этом журнале, непременно требует создания новых научных теорий. Как справедливо заметил В Ро-днков в статье «Учиться наблюдать» («ТМ», 1976, № 10, с. 58), «следует сначала .попробовать соотнести каждый случай с уже известными феноменами, найти ему 'место в ряду признанных естественнонаучных чудес». Этим принципом будем руководствоваться и мы.

Призма известного

Возникший перед С. Евдокимовым «пузырь», судя по всему, действительно был какой-то разновидностью шаровой молнии. Похожий случай, связанный с появлением из выключателя во время грозы бело-голубого шара, описан в упомянутой статье В. Родикова. Он произошел в городе Рубцовске Алтайского края. Существенное отличие — то, что этот шар взорвался, тогда как ленинградская молния, к счастью для очевидца, оказалась «тихой» и исчезла без взрыва. Особенно интересно описамие ощущений человека при соприкосновении с этим опасным явлением — насколько мы можем судить, единственное в своем роде.

Трудно, конечно, сказать, какая именно неисправность в розетке сделала из нее «генератор шаровых молний». Исследователям удавалось получать плазменные шары, напоминающие шаровую молнию, с помощью генератора сантиметровых радиоволн. Но эти шары былн неустойчивы и с выключением генератора распадались. Здесь же мы имеем явно устойчивое образование, причем трудно предположить, что оно «питалось» ультракороткими волнами. Впрочем, подобного излучения нет и во время

грозы, а шаровые молнии между тем существуют...

Поддается предположительному объяснению и история с «лечебным» метеоритом. Не исключено, что причиной этих необычных свойств являлся спектр его (естественной или наведенной при полете в космическом пространстве) радиации. Мы ведь очень мало знаем о влиянии на живые организмы микродоз радиоактивных излучений.. Знаем о лучевой болезни, о радиационной опасности: даже использование радиации в медицине основано в конечном счете на ее «разрушающих» свойствах... Но ведь жизнь иа Земле возникла не под свинцовым колпаком; она существовала и существует в окружении самых различных излучений — начиная с инфракрасных и кончая гамма-лучами. Может ли этот постоянный фон быть только вредным или хотя бы безразличным для живого? Наконец, давно известно, что воздействие любого фактора иа организм определяется не только его природой, но и не в последнюю очередь дозировкой. И кислород в 'больших количествах — опасный яд.

Это не значит, конечно, что завтра же можно начинать лечить экземы метеоритами. Но обратить внимание на столь нетривиальное свойство одного из «небесных камней» можно и нужно. Никакой мистики в нем нет, даже если (предположить существование какого-то неизвестного пока внда естественной радиации (что, по нашему мнению, излишне). И не надо смущаться тем, что это свойство было обнаружено не в лаборатории. С подобной точки зрения на метеориты просто никто не смотрел. Изучали нх веса, состав, динамику полета сквозь атмосферу, но не лечебные свойства, разумеется, хотя бы потому, что медицина и метеоритика достаточно далеки друг от друга. Не могут же в самом деле врачи испытывать все, что они видят вокруг, «иа целебность» — просто не хватит времени. Но именно это было доступно для народной медицины — целиком эмпиричной по своей .природе. В процессе подобных поисков, которые велись столетиями, иногда в «.пустой породе» суеверий н явно неадекватных средств вспыхивали золотые крупинки действительно уникальных находок

В лабиринтах загадок

Во многих читательских письмах, как и в первой опубликованной подборке, описываются странные явления, по-видимому, близкие по своей природе. Речь идет о феноменах электрического, а также, возможно, плазменного характера. А. Варавнн из города Рудного Кустанайской области вспоминает, как в 1942 году

он работал на меднорудной шахте в городе Джезказгане...

«Спустившись однажды в шахту и отойдя немного от ствола, я оглянулся и неожиданно увидел, что с потолка к полу (расстояние между ннмн достигало 10 метров) медленно спускается яркий фиолетовый луч толщиной около 6 м(м и длиной 80—90 см. За ним на расстоянии 8—10 см двигался второй подобный луч. Они прошли 'ПОЧТИ рядом СО МНОЙ и углу билнсь в земную толщу. Я вернулся к шахтному стволу и спросил у стволового, видел ли он лучи. Тот подтвердил, что видел.

Напрасно и искал какие-то отметины от лучей: ни в полу, ни в потол ке не было ничего заметного. Но было почему-то страшно».

Кандидат геолоуо-мта'ра логических наук Р. Фурдуй из Киева рассказывает, как, находясь в палаточном лагере участников XV Международного конгресса по геологии каменноугольных отложений на берегу реки Знлнм (Южный Урал), он и его коллеги (всего около 30 человек) поздним вечером 6 сентябри 1975 гола наблюдали удивительное явление:

«В северо-западном секторе неба, градусах в 40 от зенита, иа фоне звезд светился синевато-белый огненный «пузырь». Угловые размеры его примерно равнялись размерам полной Луны. «Пузырь» быстро увеличивался в размерах, как бы вспухая и раздуваясь. По форме он был близок к полусфере, обращенной выпуклостью вверх, с довольно неровным волнистым нижним срезом. Свет этой полусферы больше всего напоминал синевато-белую поверхность светящейся лам.пы дневного света, но был гораздо слабее.

В полном молчании (слышалось лишь потрескивание дров в костре) мы смотрели на этот «пузырь», ко торый продолжал быстро увеличиваться: угловые размеры его вскоре составляли около 20°. Длилось это зрелище около двух минут.

Исчез «опузырь» мгновенно — потух, как 'будто кто-то разом выключил невидимый рубильник.

Позже мне стало известно, чго такое нли очень похожее явление в тот же вечер и примерно В то же время наблюдалось в городе Уфе, то есть в 85 км к северо-западу. Для уфнм ских наблюдателей «пузырь» висел высоко над горизонтом к юго-восточной части неба».

Простые .подсчеты дают высоту появления полусферы около 50 км, а днаметр ее основания — от 000 м (в начале наблюдения) до 20 км (в конце его).

Читатель А, Д. (просивший не указывать в журнале его фамилию) со станции Айдырля Кваркенского рай она Оренбургской области п один из осенних вечеров 1971 года «уви*

54