Техника - молодёжи 1978-12, страница 18

Техника - молодёжи 1978-12, страница 18

рожелательством внимают жесткому слову новых Фактов.

Структура полосы нестабильности классических цефеид, структура древесных узоров... А может, есть удивительная потаенная связь этих двух видимых картин? Одна ниспослана нам небом, другая дарована родной планетой. Одна открывает нам часть далекого физического мира, другая зовет загля

нуть в себя, в собственный мир раздумий и переживаний.

Не потому ли меня неудержимо влечет дерево как материал для творчества, для рисования. Его застывшие волокна, отполированные До светлого блеска, с жадностью впитывают водяные краски, будь то гуашь или темпера, тушь или анилиновые красители. Словно вспоминает умершее дерево былую

свою жизнь на земле — и вновь начинает утолять истомившееся по влаге тело. Будто начинает дышать и уже просит вселить в него новую жизнь, тоже не вечную... Ведь столько еще можно поведать людям, договорить, что было, что должно быть, что случится. И умоляют извивы дерева на его срезах привести их в движение. Вот они уже причудливо выстроились, готовые к плавному, ритмичному хороводу.

Смотришь на гладкую поверхность среза, испещренную волшебными письменами, изломами годовых колец, — н глаза твои начинают разгадывать сокровенный язык дерева, мысль и чувства твои вызывают к жизнн необычные, новые образы.

Спасибо теплому, щедрому дереву за этот призыв к твор честву!

Творчество... По-моему, это стремление удержать любимое, свое, сохранить свою снлу (не власть), свое Я. Если Я должно исчезнуть, то пусть живет его продолжение в будущее: любимый человек, любимый ребенок, созданное с любовью творение.

В этом устремлении сокрыта на ша жажда жить вечно и биологически, и духовно. Вот почему страстное желание познать (наукой) и воспеть (искусством) Красоту Мира доступным для себя и понятным для других языком, по-моему, является глубинным стимулом жизни. Не остановить настоящее, а продлить его в будущее, заглянуть в завтра, достроить бытие. И каждый несет по жизни собственную песню: то это гимн неувядания самой жизни, то смелая ритмика творческих поисков в науке, технике, то мелодии озарений в искусстве, то симфония созвучий в самой музыке. Это и есть творчество. И одновременно форма познания мира.

Современный уровень знаний дает возможность говорить о глубоких корнях инстинкта творчества и познання, потребности в информации об окружающем мире. Думается, что этот инстинкт генетически запрограммирован и ведет свое начало от самых далеких наших предков. Он в самой природе развития жизни на Земле. По суще ству, это наиболее совершенная форма контакта живого с окружающей средой, обеспечивающая сохранение впредь уже возникшей жизни, ее усложняющихся форм на базе самого познания.

Вот почему человеческое творчество — ярчайшее воплощение стремления живого, разумного к бессмертию, к продлению своего Я в будущее.

16