Техника - молодёжи 1980-06, страница 36

Техника - молодёжи 1980-06, страница 36

Сейчас весь ансамбль подлежит реставрации. Восстановить садово-парковый комплекс вместе с ГЭС — проблема довольно сложная. Наиболее трудная задача выпала на долю гидротехников. Ведь им сейчас приходится иметь дело главным образом с крупномасштабными плотинами, отвечающими требованиям современной промышленной архитектуры. А тут — XVIII век! Пришлось поломать голову.

Сначала плотина была разработана по типу старой, с установкой затворов в водосборных проемах для регулирования расхода воды, с подъемными механизмами и т. д. Был предложен также вариант с одним широким металлическим затвором, монтируемым на низком бетонном пороге. Механизмы его управления предполагалось скрыть в двух высоких пилонах, что на устоях плотины.

Но и в том и в другом виде плотина выглядела слишком громоздкой, плохо вписывалась в комплекс садово-парковой архитектуры. Требовалось иное, плоскостное ее очертание. Необходимо было понизить высоту сооружения, а значит, отказаться от пилонов, подъемных механизмов и от затворов. Нежелательно было и расширять плотину. Такие архитектурные требования и определили ее конструкцию. Главный инженер проекта Б. Грознов изогнул водослив в подкову. Это позволило без расширения плотины обеспечить необходимый по техническим условиям 55-метровый напорный фронт воды. Гребень плотины таким образом оказывается на уровне зеркала водохранилища. Поэтому всякий излишек воды, особенно в паводок или во время сильных дождей, будет свободно переливаться в нижний бьеф.

Ну а если воды окажется значительно больше обычного (один раз в восемь лет такие явления возможны)? Не подтопится ли тогда парк, не образуются ли на его территории промоины? Чтобы этого не случилось, в проекте предусмотрены невысокие напорные дамбы.

Приземистость плотины, ее округлые очертания позволят ей ненавязчиво, органично вписаться в садово-парковый архитектурный ансамбль.

Плотина поднимет уровень воды не только в реке, но и в соединенных с ней прудах и водоемах. Они расположатся каскадом с постепенно понижающимся горизонтом воды (от уровня ее в водохранилище до уровня в реке Ламе ниже гидроузла). А на берегу водохранилища, которое протянется вверх по течению километров на десять, можно будет создать прекрасную зону отдыха. Словом, проектанты старались сделать все возможное, чтобы

СОХРАНИТЬ ПРИРОДУ.

На период строительства плотины надо отвести русло реки в сторону. Традиционное решение — прорыть водоотводящий канал. Но рыть довольно глубокую и длинную (750 м) траншею на территории парка — это значит нанести непоправимый вред его ландшафту. Чтобы избежать этого, было решено использовать существующую старинную систему прудов и водоемов, а также естественный овраг, который пересекает парк и как раз выходит к реке ниже гидроузла. Но, поскольку дно этих водоемов выше дна Ламы, уровень воды в ней нужно поднять на 2,5—3 м. Это нетрудно сделать с помощью временной земляной перемычки, которая перегородит реку и одновре-» менно защитит котлован строящейся плотины от затопления.

Но при этом создастся большой уклон нового временного русла, что приведет к разного рода промоинам из-за сильного течения. Если устроить в русле бетонный или многоступенчатый свайно-каменный водослив, то резко возрастет стоимость строительства.

И тут пригодился накопленный в нашей стране еще в 50-х годах опыт пропуска воды через фильтрующие каменные отсыпки. Решено было на пути водостока устро ить призму из крупного камня и пропускать через нее поток воды, что надежно предохраняет грунт от эрозии. Когда река возвратится в свое прежнее русло, временный водослив будет переоборудован в постоянное сооружение, поддерживающее уровень воды в каскаде прудов и других водоемов парка. Таким образом, гидроузел будет давать всей зоне отдыха

И СВЕТ И ВОДУ.

Для работы ГЭС требуется расход воды 2 м3 в секунду. Когда ее в реке будет больше, излишки потекут через водослив плотины (так называемый ♦холостой сброс*) при круглосуточной работе станции. А когда объем воды уменьшится, ГЭС будет работать в режиме регулирования, то есть несколько часов в сутки.

Пройдет не более двух лет, и восстановленный мемориальный комплекс примет первых отдыхающих и экскурсантов. Они, конечно, вспомнят и ярополецких крестьян, которые около шести десятков лет назад зажгли первую «лампочку Ильича и тех, кто сегодня заботливо восстановил это сооружение, навсегда связанное с именем Владимира Ильича Ленина.

ЭКОНОМИКА НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

ЮЛИИ ГАЛКИН, наш спец. корр.

Определяя сущность и смысл планирования, В. И. Ленин говорил, что это «планомерная организация общественно-производственного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества*. На основе такого вывода марксистско-ленинской теории построения коммунизма плановость положена в основу всей социалистической экономики.

Крупные достижения советской экономической науки общеизвестны. Еще в конце 30-х годов в нашей стране была создана теория так называемого линейного программиро-ния. Ее автор, академик Л. В. Канторович, был удостоен звания лауреата Ленинской и Нобелевской премий. Всесторонне развивая ее, ведущие советские экономисты, такие, как академики В. С. Немчинов, Н. П. Федоренко, А. Г. Аган-бегян, разработали и внедрили в практику хозяйствования новые методы планирования, основанные на применении прикладной математики, электронно-вычислительных машин и автоматизированных систем управления. Это позволило обеспечить, выражаясь языком ученых, «оптимальное регулирование социалистической экономики во всех ее звеньях».

Экономическая школа в нашей стране, идя в ногу с научно-техническим прогрессом, растет и развивается за счет бурного притока молодых специалистов. Расскажем, к примеру, о работе одного из них.

ЗНАКОМЬТЕСЬ!

Зиядуллаев Наби Саидкаримович, доктор экономических наук, заведующий лабораторией Института кибернетики ВЦ АН УзССР, удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола за цикл работ по математическим методам и моделям регионально-отраслевого планирования и управления (на материалах исследований проблем оптимизации развития и размещения легкой промышленности УзССР).

Наби Саидкаримовичу 35 лет. Он не только доктор наук, но и про