Техника - молодёжи 1980-06, страница 33

Техника - молодёжи 1980-06, страница 33

ИЛЬИЧА

»

При изготовлении макетов и чертежей Ярополецкого гидроузла проектировщики столкнулись с совершенно новыми для себя проблемами. Ведь речь шла не просто о строительстве ГЭС, а о создании технического памятника, история которого связана с именем В. И. Ленина. Разрабатывая современные ГЭС, проектировщики всегда смотрят вперед, здесь же, напротив, надо было оглянуться на несколько десятилетий назад. Первое требование, возникшее при проектировании Ярополецкой ГЭС, — это историческая достоверность.

Но и ее можно толковать по-разному. Ведь здание ГЭС во время войны было разрушено и затем отстроено совсем в другом виде. Только по фотографиям да сохранившемуся макету добиться подлинности трудно. Так не лучше ли взять за образец этот последний вариант, по крайней мере, достоверный, а не тот, более старый, со множеством неизвестных? Именно такую точку зрения и отстаивали вначале сотрудники специализированной организации — треста «Мособлстройреставрация», которому «Гидропроект» как субподрядчику поручил проектирование здания ГЭС. Применительно к этому варианту и были изготовлены чертежи.

Мощность ее, как мы уже говорили, достигала 90 кВт. Сейчас такие электростанции считаются нерентабельными. Зачем же создавать безнадежно устаревшую ГЭС? Не проще ли демонтировать оборудование и показывать его части как экспонаты в музее, который будет открыт при здании электростанции? Сторонников этой концепции оказалось немало.

Итак, ГЭС без выработки энергии, с внешним обликом периода 40-х годов — вероятно, в таком варианте она и была бы разработана, если бы не

НАСТОЙЧИВОСТЬ ИНЖЕНЕРА.

Всего несколько месяцев оставалось до окончания проектных работ, когда главным инженером проекта Ярополецкого гидроузла был назначен Борис Михайлович Грознов, человек энергичный, с широкой инженерной эрудицией, прошедший к тому времени школу проектирования различных по своему характеру гидротехнических объектов — системы переброски стока Волги в Дон, Байпазинской, Шуль-бинской, Катуньской ГЭС...

Ознакомившись с проектом восстановления Ярополецкой гидроэлектростанции, Грознов вернулся к уже, казалось бы, решенному вопросу : а почему все-таки нельзя воссоздать ее в первоначальном виде, такой, какой она была при жизни В. И. Ленина? И действующей? Наверняка, все сведения о ней в архивах и библиотеках еще не найдены. А опыт реставраторов энает примеры восстановления сложных архитектурно-художе-

ственных памятников, казалось бы, навсегда утраченных. Например, реставрация фасада и интерьера здания Петродворца в Петергофе, полностью уничтоженного фашистами.

Энтузиазм, с которым Борис Михайлович взялся за то, чтобы возродить Ярополецкую ГЭС в облике начала 20-х годов, поистине достоин того, с которым эта электростанция в то время строилась. На Ярополецкую ГЭС по настоянию Грознова снова выехали инженеры-гидромеханики. Они детально изучили сохранившиеся старую турбину и генератор и дали заключение — можно отремонтировать, причем здесь же, на месте. Ну а кое-какое оборудование придется, конечно, заменить. Теперь предстояло технически и экономически с полными расчетами подтвердить состоятельность нового варианта восстановления ГЭС. Грознову пришлось потратить немало дней и ночей на такую работу. И вот результат: стоимость сооружения ГЭС по второму варианту (то есть действующей) только на 1,5% выше, чем по первому.

Отстаивая свою точку зрения, Борис Михайлович понимал, что берет на себя огромную ответственность за выпуск проекта в срок. Ведь предстояло переработать многие, уже готовые части его. За изготовление новых чертежей взялся весь коллектив института.

Комитет комсомола «Гидропроекта» призвал молодежь выполнить всю работу досрочно. Комсомольцы восприняли призыв как почетное задание. Многим из них было поручено выполнять роль главных инженеров соответствующих частей проекта: электротехнической, ме-таллоконструкторской, гидромеханической, по бетонным, земляным работам, по организации строительства и т. д. Коллектив проектантов выполнил свои социалистические обязательства — закончили составление рабочих чертежей на два месяца раньше срока.

0 ЛЕТ

Молодой конструктор В. Желты-шов рассказывает:

— Вел работу сразу над двумя проектами — Средне-Енисейской и Ярополецкой ГЭС. Они несопоставимы: гигант на Енисее и совсем крошечная по современным понятиям станция на реке Ламе. Но есть между ними общее — они как бы вехи на пути, пройденном нашей энергетикой за годы Советской власти. Одна знаменует собой широкий размах строительных работ на современной индустриальной основе, другая — маломощное сельское сооружение более чем полувековой давности. Один объект — плановый, другой — на общественных началах. В одном случае — непреложный производственный график, в другом — высокое чувство моральной ответственности: комсомольцы взяли обязательство — комсомольцы должны были его выполнить!

Итак, проект действующей ГЭС выполнен на уровне технических возможностей начала 20-х годов. Другое дело

ПЛОТИНА. КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ?

При инженерном и архитектурном ее проектировании снова встал вопрос исторической достоверности. И тут все согласились с тем, что соблюдение этого требования должно иметь разумные пределы. Ведь если при создании плотины руководствоваться только принципом «один к одному», надо строить «хворостянку», которая года через два наверняка придет в негодность и потребует капитального ремонта.

А плотина — сооружение, которое выполняет главную функцию в системе гидроузла, она создает подпор, образует водохранилище. Такое сооружение должно быть прежде всего надежным. И как технический памятник — долговечным. Вот почему решили строить бетонную плотину. Но плотина современного облика в этом случае явно не годится. Ведь Ярополецкий гидроузел входит как составная часть в общий историко-архитектур-ный мемориальный комплекс.

Дело в том, что плотина гидроузла располагается на территории парка, примыкающего к двум бывшим усадьбам — Чернышевых и Гончаровых. Эти усадьбы представляют собой памятник архитектуры XVIII ^ека. Сам парк с его целой системой прудов и водоемов, с ценными скульптурами — образец культуры прошлого.

РЕЛИКВИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ДОСТОЯНИЕ НАРОДА