Техника - молодёжи 1981-02, страница 12

Техника - молодёжи 1981-02, страница 12

стигнуты в разработке компактного роторного двигателя, работающего без поршней и цилиндров. Создана целая серия новых электромобилей. Словом, конструкторская мысль завода устремлена в перспективу в поисках легкого, экономичного, малотоксичного двигателя для новых марок «Жигулей».

Поиск экономичности влечет за собой серьезные изменения всей конструкции автомобиля. Меняются габариты, вес, аэродинамика, идет борьба за граммы веса, ревизии подвергается каждая деталь, внедряются новые материалы и прежде всего алюминиевые сплавы и пластмассы. Практически уже сегодня возможен полностью пластмассовый автомобиль, но стоимость его пока будет непомерно высокой. Разрабатываются новые, сложные электронные схемы, позволяющие автоматизировать управление автомобилем, повысить его безопасность и комфортабельность. И конечно же, меняется его внешний облик.

Мы ходим с Марком Васильевичем по главному залу центра стиля. Словно в пантеоне восковых фигур, здесь замерли полноразмерные пластилиновые макеты будущих автомобилей

— Так будут выглядеть модели 08, 09, 012, 013... Это уже семейство автомобилей текущей пятилетки Как видите, у них более совершенная, «каплеобразная» аэродинамическая форма, все они будут иметь передний приьод, новый, более компактный и экономичный мотор и еще немало технических новшеств, которые уже сегодня отрабатываются на стендах и опытных образцах.

— Но... — Демидовцев замялся, — мы бы хотели выпускать все это уже сегодня. Надо сокращать сроки между рождением идеи и ее воплощением на конвейере. Между тем, помимо трудно перестраиваемой техники и технологии, на пути новой идеи стоит громоздкая сис

тема прохождения документов, согласований, планирования и прочих необходимых формальностей.

Демидовцев быстрыми штрихами набрасывает на листе несколько концентрических окружностей. Где-то в мозговом центре завода, поясняет он, родилась и оформилась техническая идея Пока она становится достоянием всех этих «кругов согласования» и возвращается назад, проходит достаточно времени. Но этого мало: только теперь, в «узаконенном» виде, она попадает к смежникам, которые, понятное дело, не готовы к ее осуществлению. Пока они перестраивают свое производство, новая идея иногда успевает стать бабушкой...

На ВАЗе мне не раз говорили, что надо в чем-то изменять организационную структуру, чтобы научно-техническое творчество быстрее и энергичнее воздействовало на качество выпускаемой продукции. Это настоятельное веление времени. Такому мощному объединению, как ВАЗ, с его многообразными внешними связями нужен единый творческий центр, который бы располагал правом оперативно внедрять новое.

Именно в этом — в чувстве нового, в оперативности, в умении нестандартно мыслить и действовать — тон на ВАЗе задает молодежь.

«ПОНИ» СОБИРАЕТСЯ В МОСКВУ

Демидовцева не случайно называли в комитете комсомола другом молодежи. В его отделе художественного конструирования 150 человек, и почти все люди молодые. («Это не случайно, — говорит начальник, — в нашем деле нужен свежий глаз...») Один из них, Сергей Саликов, председатель совета молодых специалистов УКР, познакомил меня с ребятами своего КБ. Их десять человек, занимаются конструированием электромобилей.

КБ родилось и оформилось как бы помимо планов и прямых интересов завода. Несколько лет назад был объявлен Всесоюзный конкурс детской электрической игрушки, совет молодых специалистов завода предложил молодым конструкторам УКР принять в нем участие Александр Силин, впоследствии ставший начальником КБ, Юрий Верещагин, молодой дизайнер из Харькова, Сергей Саликов, только что окончивший институт в Тольятти, и еще несколько ребят с увлечением взялись за необычное дело. Решили сразу: игрушка должна быть полезной. Значит, это будет детский одноместный тренировочный автомобиль с электродвигателем. Название придумалось сразу — «Пони».

Даже сейчас, рассказывая мне о своей работе, они возбужденно перебивают друг друга, смеются, спорят о деталях. А тогда...

— Мы жили своим «Пони», — говорит Саликов. — Вечерами, ночами сидели над чертежами, пропадали у станков, засиживались над сборкой. Сложностей оказалось много, хотя старались делать все из унифицированных деталей. Трудно давалась система тормозов: она должна была быть предельно простой и вместе с тем надежной. Сделали подъемный кузов, открывающий доступ ко всей механической части. Питание — два жигулевских аккумулятора — обеспечивает «Пони» скорость до 12 км/ч и пробег до 30 км.

Но прежде чем «Пони» отправился в серьезный пробег, ему предстояло проехать первые метры по кафельному коридору УКР. Конструкторы прыгали вокруг от счастья, словно племя индейцев, как вдруг... автомобиль затрещал и резко остановился.

Ничего, впрочем, страшного не произошло — просто не рассчитали предохранители. Вскоре «Пони» первого поколения отправился на

10