Техника - молодёжи 1982-08, страница 52вам, выбирающие профессию кладки, тысячи размеров, специальных значков, надписей... Тут нужна система, теория, ее нет. Не восполняют этого пробела и книги В. Трушкина — он ограничивается лишь отдельными советами. А ведь в связи с разговором об ошибках автору представлялся весьма удобный случай рассказать про методики проверки чертежей, рожденные практикой. Так, на одном из крупных заводов давно проверяют чертежи с цветным карандашом в руках, последовательно помечая птичками все проконтролированные, согласованные, увязанные размеры, допуски, обозначения, надписи. Проверяется не лист за листом, а весь проект в целом, в не расчлененном на листы виде, причем просмотр ведется в строгой последовательности: от основных параметров и базисных деталей — к простейшим. Нет, не должна у молодого конструктора появиться вера в существование идеального, безошибочного чертежа! Давно доказано, что в мире нет и не будет ничего идеального. Чертежи не исключение. На любом (!) из них изображен не самый лучший вариант конструкции. В течение всей работы можно и нужно отфильтровывать грубые ошибки, выявлять технические погрешности, искать просчеты. Но и трижды проверенный, безошибочный чертеж не икона, нельзя на него молиться. Кто бы его ни сотворил — ты сам, твой сосед, лауреат, академик, — профессиональный долг конструктора не верить в его непогрешимость, искать если не ошибки, то изъяны. Нашел их в собственном чертеже — не надо слез: хватай кувалду и, подобно сказочному Даниле, круши сплеча собственное творение, чтобы освободить место для более совершенного произведения. Канонизированный чертеж-икона не оставляет лазеек для случайностей, отсекает варианты, среди которых, возможно, затерялся более совершенный. Мы знаем: «Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 395). Раболепие перед чертежом — детская болезнь конструктора. Впрочем, и в зрелом возрасте не всем удается от нее избавиться. Вот почему исключительно полезны любые профилактические меры против усугубления этого недуга. Ошибки ошибками, но главное в работе конструктора все-таки создаваемое им изделие, машина. Поэтому возвращаемся к последней по времени издания книге «Записки конструктора». Здесь автор в каждой главе анализирует конечный продукт конструкторского труда. К Примеру, вопросы технологичности конструкции обсуждаются чуть ли не во всех частях книги. Наверное, читателю было бы удобнее встретить эти вопросы собранными в одном месте, чтобы его внимание сосредоточивалось на нескольких, наиболее важных требованиях к создаваемой машине — например, простоте, надежности, технологичности, минимальном весе, удобстве эксплуатации и ремонта, дешевизне, красоте. Перечисленные семь условий и союзники и антагонисты. Погоня за минимальным весом часто оборачивается удорожанием, красота в одном случае достается ухудшением технологичности, в другом — более технологичная деталь получается и более красивой. Требования к машине взаимосвязаны, переплетены, не существуют порознь. Расчленить их можно только условно, для удобства разговора. Поясним свое предложение маленькой одой в честь простоты машины. Простота — мать всех других положительных качеств. Близко к истине стоит утверждение: чем сложнее машина (в ряду ей родственных по назначению), тем глупее и ленивее ее создатель. Сложную машину придумает всякий. Простую предложит только гений. К простой машине ведет долгий, трудный путь перебора и сравнения вариантов. За простоту агитируют все. Различие состоит лишь в уровне эмоций: конструкция должна быть простой, предельно простой, пугающе простой, дико простой... (Последнее, вероятно, относится к цельнолитому велосипедному колесу.) В распоряжении конструктора имеется несколько безотказно дей ствующих приемов. Так, почти всегда замена поступательного движения вращательным ведет к упрощению механизма (обработка точных валов и отверстий в машиностроении достигается меньшей ценой, чем обработка плоских поверхностей). Святое дело — несколько соседних деталей заменить одной (вспомните вертикальную башню строительного крана из одной трубы, упразднившей сотни деталей). Один из приемов приведен на рисунке внизу. Наибольший навар простоты дает выбор наиболее простой кинематической схемы механизма. Малоопытный конструктор где надо и где не надо ставит резьбовые соединения. Однако в редко разбираемых узлах лучше всего и проще использовать отгибку, от-бортовку, зачеканку, расклепку, осадку и другие способы деформации металла. Довольно часто дорогу к упрощению конструкции перекрывает незнание молодым специалистом нет которых очень выгодных технологических приемов, пристрастие к ограниченному количеству излюбленных технологических процессов. Ненужное усложнение часто порождается подражательством... Своеобразный рекорд простоты принадлежит инженеру В. Бахчи-ванджи, легковой четырехместный автомобиль которого состоит из 500 деталей (включая двигатель) и весит всего 350 килограммов. Он развивает скорость до 100 км/ч, расходуя горючего 3,5—4 л на 100 км пути. Заканчиваю рецензию советом молодежи: если вы задумали стать конструктором — не поленитесь прочесть книги В. П. Трушкина. Вот так упростил привод подвесного конвейера конструктор В. П. ТРУШКИН. 4 «Техника — молодежи» № 8 49
|